Как и ожидалось,
Архиерейский собор Русской православной церкви, открывающийся сегодня в Москве, намерен официально отреагировать на послания епископа Анадырского и Чукотского Диомида, который в преддверии высшего общецерковного собрания вновь раскритиковал патриарха Алексия II и высшее руководство РПЦ за контакты с «антинародной» властью и диалог с другими конфессиями. Об этом стало известно на заседании Священного синода, которое прошло в понедельник в патриаршей резиденции в Чистом переулке.
Заслушав доклад экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, члены высшего коллегиального органа РПЦ приняли решение представить «дело» владыки Диомида на рассмотрение правящих архиереев, которые в понедельник прибыли в Москву практически из всех российских регионов, а также из стран ближнего и -- впервые -- из дальнего зарубежья. Напомним, что в работе собора примет участие делегация Русской православной церкви за границей во главе с ее недавно избранным руководителем -- митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Илларионом, преемником митрополита Лавра, воссоединившего зарубежную часть церкви с церковью в Отечестве. «Подписание Акта о каноническом единстве год назад -- это внешнее действие, а сейчас, на соборе, это впервые будет практически», -- подчеркнул, выступая в понедельник, управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Как пояснил представитель РПЦЗ -- первый заместитель Синода зарубежной церкви архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, Архиерейский собор должен принять Акт о воссоединении церквей как окончательное постановление. Заметим, что одним из результатов собора должно стать решение об общецерковном прославлении святителя Шанхайского Иоанна (Максимовича) -- бывшего первоиерарха Русской зарубежной церкви.
Единство церкви станет темой доклада, с которым перед епископами и митрополитами выступит Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По всей видимости, предстоятель РПЦ будет говорить в основном не о восстановлении церковного общения с «зарубежниками» (это решенный вопрос, ибо за исключением нескольких «раскольничьих» приходов большинство клира РПЦЗ признало главенство Москвы), а о положении канонической церкви на Украине. Беспокойство Московского патриархата вызывает идея создания «единой украинской поместной церкви» по образцу Болгарской, Сербской или Элладской церквей. Этот проект активно лоббирует даже не столько местное духовенство, например Филарет (Денисенко), провозгласивший себя «патриархом Киевским», сколько власти Украины, и не в последнюю очередь президент Виктор Ющенко. Таким образом, вопрос о принадлежности «канонической территории» имеет не только внутрицерковное, но и политическое измерение. Впрочем, как накануне заявил патриарх Алексий, «для пользы единства церковного» участники собора должны не бояться поднимать любые вопросы и стремиться к обсуждению любых злободневных общественных проблем.
Еще одна околополитическая тема, которую намереваются затронуть иерархи церкви, -- отношение церкви к понятию «права человека». «Пожалуй, впервые целенаправленно вопрос о правах человека с православной точки зрения будет подниматься на Архиерейском соборе», -- подчеркнул один из участников высшего церковного совещания, член Общественной палаты архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, выступая на пресс-конференции в понедельник. Говоря об отношении церкви к правам и свободам, архиерей посетовал на то, что в последние годы понятие свободы «нередко перемешивается с понятием вседозволенности». Примером тому, по его словам, служит «нашествие сект» с Запада, в том числе тех, которые запрещены в самих западных странах. Архиепископ Феофан заметил, что права человека в современном мире «декларируются как самоценность», что нередко приводит к обратному результату -- к нарушению права человека на нравственность. «К примеру, вопрос о так называемых браках сексуальных меньшинств -- это нарушение этических нравственных прав, данных от Бога», -- сказал священник.