Соглашение об отмене виз между Израилем и Россией вступит в силу в сентябре, а в июле Израиль передаст в собственность Русской духовной миссии Сергиевское подворье в Иерусалиме. О перспективах развития отношений между двумя странами в эксклюзивном интервью корреспонденту «Времени новостей» в Израиле Дмитрию ДУБОВУ рассказал премьер-министр Израиля Эхуд ОЛЬМЕРТ.-- Ныне в отношениях между Израилем и Россией есть то, чего не было много лет, -- есть диалог. Лед треснул. В отличие от советских времен мы можем открыто и напрямую обсуждать друг с другом наши проблемы. Министр иностранных дел России Сергей Лавров часто приезжает на Ближний Восток, Владимир Путин приезжал в Израиль весной 2005 года, я неоднократно бывал в Москве.
Я помню одно обещание, которое дал мне Путин, и считаю его ключевым. Путин сказал: «Никогда больше Россия не будет вести одностороннюю политику на Ближнем Востоке». С моей точки зрения, отказ от односторонней проарабской дипломатии на Ближнем Востоке является стратегической переменой в российской политике. Правда, пока эта сбалансированная политика существует только на бумаге. Очень надеюсь, что она воплотится в жизнь.
-- Осенью должно вступить в силу соглашение об отмене визового режима между Россией и Израилем...-- Соглашение ратифицировано. По-моему, уже с четверга начнется обратный отсчет 90 дней, через которые будет отменен визовый режим. Это очень важный прорыв в отношениях между нашими странами. Наши граждане будут чаще ездить друг к другу, экономические отношения между Израилем и Россией выйдут на новый уровень, не говоря уже о той очевидной выгоде, которую принесут российские граждане израильской туристической отрасли.
-- В ходе обсуждения этого соглашения в Израиле не раз звучали голоса тех, кто опасается проникновения на территорию страны «нежелательных элементов»...-- Эту проблему можно решить и без виз.
-- Еще одной важной для Москвы темой является возвращение собственности, принадлежавшей царской России, в частности Александровского подворья в Иерусалиме. Сегодня в здании размещается мировой суд. Правда ли, что российская сторона будет строить новое помещение для суда?-- Мы сказали нашим российским коллегам, что Израиль согласно законодательству является официальным владельцем этих зданий. В свое время СССР отказался от притязаний на строения, расположенные в иерусалимском районе, который израильтяне именуют Русским подворьем. Если Россия хочет получить Александровское подворье обратно, пусть поможет нам решить проблему со зданием мирового суда, которое расположено там. Я говорил об этом с Владимиром Путиным. Он согласился оплатить строительство нового здания в другом районе Иерусалима. Что касается Сергиевского подворья, то уже в июле этого года оно будет официально передано России.
-- Некоторые израильтяне видят в передаче зданий восстановление былого статуса Российской империи на Ближнем Востоке. Одна из правых израильских газет высказала опасение, что российское Императорское православное палестинское общество будет заниматься в Израиле миссионерской деятельностью. Этот деликатный вопрос обсуждался с российской стороной?-- Израильские правые постоянно слегка оторваны от реальности. При этом они уверены, что весь мир настроен против них и только и делает, что разрабатывает различные планы, как больше всего навредить Израилю. Я человек более нормальный, чем они. Я не думаю, что мы должны заниматься подстрекательством и травлей тех сил, которые заинтересованы в сближении с Израилем и с тем мировым историческим наследием, которое представляет наше государство. Не надо видеть в каждом иностранце человека, мечтающего обратить евреев в христианство. Этот якобы деликатный вопрос о возможной миссионерской деятельности Императорского православного палестинского общества -- одно большое преувеличение. Как и многое из того, о чем говорят многие израильские правые политики.
-- Правда, что Владимир Путин лично просил вас о содействии в передаче строений Русского подворья России?-- Путин неоднократно говорил со мной об этом. Владимир Путин -- это интересный человек, непростой. Я ему симпатизирую, у нас хорошие отношения. У него острый ум, большой интеллект, он понимает суть проблемы, с ним можно говорить открыто, с ним можно шутить и рассказывать анекдоты. Он вообще видит в Израиле едва ли не естественное продолжение России. Для него очень важно, что в Израиле проживает много выходцев из России, которые не просто говорят на том же языке, но и являются носителями того же культурного багажа.
У него, конечно, есть и свои интересы, и холодный политический расчет, из-за которых он поддерживает теплые отношения с Сирией и некоторыми другими странами, -- это мне, конечно, не нравится. С другой стороны, не все, что он делает, должно мне нравиться. Мы открыто обсуждаем все наши проблемы, и я высказываю ему свое мнение. В одном я уверен: Путин хочет сохранять хорошие отношения с Израилем.
-- Вы, конечно, в курсе того, что президентом России ныне является Дмитрий Медведев?-- Не только «в курсе», но уже и разговаривал с ним по телефону. Я планирую с ним встретиться в будущем.
- Как вы относитесь к инициативе России о вовлечении исламской радикальной организации ХАМАС в палестино-израильские мирные переговоры? Москва считает, что это необходимо для продвижения мирного процесса.-- Эта позиция -- ошибка Сергея Лаврова. Кстати, это уже не первый раз, когда он ошибается. Любая попытка вовлечь ХАМАС в мирные переговоры приведет к свержению Махмуда Аббаса (глава Палестинской национальной администрации, лидер умеренного движения ФАТХ. --
Ред.). Я не говорю о контактах, которые Израиль установил с ХАМАС через египетских посредников для достижения соглашения о прекращении огня, или о переговорах
об освобождении израильского военнослужащего Гилада Шалита, захваченного два года назад палестинскими боевиками. Руководство Палестинской автономии менее всего заинтересовано в участии движения ХАМАС в мирных переговорах. Если это все же произойдет, в арабском мире будут утверждать, что Израиль предпочитает контактировать не с умеренными политическими силами, а с радикалами и террористами. Я не хочу, чтобы умеренные палестинские лидеры, такие, как Махмуд Аббас и Ахмед Крэа (сопредседатель рабочей группы по палестино-израильскому урегулированию, экс-премьер Палестинской автономии. --
Ред.), уступили власть в автономии радикальным элементам. Поэтому
я не вижу причин идти на переговоры с движением ХАМАС.
-- Но у простых палестинцев есть ощущение, что Израиль не делает ничего, чтобы усилить позиции умеренных палестинских политиков.-- Палестино-израильские переговоры идут, причем идут довольно интенсивно. Конечно, мы еще далеки от соглашения по многим ключевым вопросам. В течение шестидесяти лет мы воевали друг с другом, неужели вы серьезно думаете, что за полгода можно решить все наши проблемы? Мы значительно продвинулись в территориальных вопросах, а также в вопросе о статусе палестинских беженцев. Прогресс есть.
-- Президент США Джордж Буш на конференции в Аннаполисе в ноябре прошлого года говорил о перспективах создания независимого палестинского государства до конца 2008 года. Это реально?-- Я верю, что у нас еще есть шанс.
-- На прошлой неделе вступило в действие соглашение о перемирии между Израилем и ХАМАС. Как долго оно продлится?-- Прежде всего хочу подчеркнуть -- мы не заключали прямого соглашения с движением ХАМАС. Мы не ведем с ними переговоров. Соглашение было достигнуто при посредничестве Египта. Если контрабанда оружия из Египта в сектор Газа не прекратится, это будет означать, что ХАМАС нарушил соглашение. В таком случае мы готовы взвесить возможности военной операции в секторе.
--У Египта есть реальные возможности остановить контрабанду оружия?-- Я думаю, что реальные возможности есть.
-- А желание?-- Я думаю, что желания пока недостаточно. Нужно больше.
-- Вы не опасаетесь, что Гилад Шалит не вернется домой живым?-- Такая вероятность существует. Надеюсь, что этого не случится.
-- Израиль в конце мая провел совместные с Грецией военные учения в районе Средиземного моря. По сведениям американской газеты «Нью-Йорк таймс», это часть подготовки к операции по уничтожению ядерного реактора в Иране. У Израиля действительно есть план военного решения иранской проблемы?-- Израиль ни в коей мере не намерен мириться с ситуацией, при которой у государства, открыто призывающего стереть Израиль с карты мира, было бы ядерное оружие. Ядерный Иран -- это не только проблема Израиля, но и большая головная боль для США, России, Китая, европейских стран. В мире есть много крупных государств, для которых ядерная программа Ирана однажды станет большой проблемой. Поэтому они должны сделать все, чтобы умерить ядерные амбиции Тегерана. А мы можем к этому присоединиться. Но мы не будем той силой, которая поведет за собой другие страны в этом процессе.
-- Полиция Израиля ведет против вас сразу несколько уголовных расследований. Каково быть главой правительства и одновременно находиться под следствием?-- Ни у одного из бывших премьеров не было «легкой жизни». Полиция вела следствие против Арика Шарона и его сыновей, Эхуд Барак оказался под следствием всего через два месяца после своего избрания. То же самое с Биньямином Нетаньяху.
-- Вы утверждаете, что невиновны?-- Я могу только напомнить, что около месяца назад Второй канал израильского телевидения транслировал запись телефонной беседы частного детектива, который утверждал, что готов дать приз в миллион долларов любому, кто найдет хотя бы одно реальное доказательство моей вины.
-- В Израиле многие вспоминают об Ариэле Шароне -- находясь под следствием, он принял решение об одностороннем выходе из сектора Газа. И задают вопрос: а не собирается ли нынешний премьер уступить Голанские высоты Сирии, чтобы сохранить свой пост?-- Такое могут говорить мои политические оппоненты, выступающие против территориальных уступок. О необходимости территориальных компромиссов я говорил еще в 2003 году. Я пошел на переговоры с Сирией не потому, что против меня ведется расследование, а потому, что я считаю это необходимым. Да, в прошлом я принадлежал к правому лагерю. Но со временем я изменил свои взгляды. Идеологию правых невозможно реализовать в действительности.
-- В эту среду израильский парламент будет голосовать за проведение досрочных выборов. Какова ваша позиция по этому вопросу?-- Я принципиально против роспуска правительства. Однако если парламент проголосует за досрочные выборы, так тому и быть.
-- Это может означать конец вашей политической карьеры...-- Моя политическая карьера -- на данный момент последнее, что должно волновать страну. Лично мне это, конечно, небезразлично. Я выступаю против досрочных выборов не из-за своих личных интересов.
-- В октябре прошлого года вы публично объявили, что у вас обнаружили рак предстательной железы. Как вы себя чувствуете сейчас?-- Моя раковая опухоль сейчас отдыхает. Она мне сказала: «Разберись сначала со всеми своими политическими проблемами, а потом поговорим».
-- Вы большой поклонник футбола. Как вам выступление сборной России на чемпионате Европы?-- Я получил громадное удовольствие от игры российской команды. Особенно от последнего матча против Голландии. Аршавин был просто супер! Вы ведь из российской газеты? Вы это видели? Вы видели, как он играл? Я неплохо разбираюсь в футболе и должен сказать, уже давно не видел столь доминантного игрока. Он же им всю игру сделал! Я, признаться, не верил Гусу Хиддинку, утверждавшему, что с приходом Аршавина сборная преобразится. Но голландец был прав!
-- Кто, по вашему мнению, станет чемпионом Европы?-- Либо Германия, либо Россия.
-- То есть в полуфинале Россия -- Испания вы ставите на россиян?-- Если Россия выиграет, я смогу сказать, что Израиль -- это единственная страна, которая не проиграла финалистам «Евро-2008». Если вы помните, в Москве мы сыграли вничью, а вот в Тель-Авиве -- выиграли!