В бурных волнах эйфории, охватившей Россию после великого (приятно, когда это слово не всплеск глупого пафоса, а скупая констатация факта)
матча с Нидерландами на чемпионате Европы-2008, не должен утонуть еще один сюжет перерождения гадкого утенка в прекрасного лебедя -- человеческий. Сыгравший лучший матч в карьере Андрей Аршавин в одном из послематчевых телеинтервью сказал, что на голландцев явно повлияла случившаяся накануне смерть новорожденной дочери их защитника Халида Булахруза. Сказал, как трудно играть в такой ситуации любой команде, и выразил слова соболезнования голландскому игроку. Этот момент был не менее, если не более, важен, чем все три гола сборной России.
Мастерство или даже гений представителей так называемых «тотальных» профессий -- спортивных тренеров в командных видах спорта или театральных режиссеров -- состоит в том, чтобы либо создать гениальную схему, идеально вписав в нее исполнителей, либо в том, чтобы заставить своих игроков или актеров раскрыть лучшие качества и слить их в гармонию общей Игры. Если на таком турнире свой лучший футбол в жизни показывают не один, два или три игрока, а вся команда, это значит, что тренеру удалось выудить лучшие качества (причем не только игровые) каждого футболиста. Именно это и случилось со сборной России.
Причем эта метаморфоза не чисто игровая, а еще и человеческая. Мы с вами ведь не видели не только такой игры сборной России, но и такого отношения к этой игре. Наши никого не боятся, не трепещут перед соперниками, при этом каждый игрок раскрывается на поле и вне его как личность. Никаких публичных проявлений человечности, сострадания за тем же Андреем Аршавиным раньше вроде не водилось. Тот же Юрий Жирков, при всех своих несомненных талантах, в молодежной сборной порой вел себя на поле откровенно по-хамски. И, кстати, не случайно, что крайне важные роли в хиддинковской сборной играют футболисты, которые выделялись на общем фоне российского футбола именно как приличные люди -- Игорь Семшов, Сергей Семак, Константин Зырянов.
Складывается ощущение, что Хиддинк подготовил эту команду не только физически, тактически или психологически. Он привнес в нашу сборную иной стандарт человеческих отношений, совершил педагогический переворот в сознании футболистов, выросших на знаменитой советской футбольной присказке «футбол без мата -- что щи без томата».
Игроки Гуса Хиддинка стали людьми Гуса Хиддинка. Они, может быть, впервые в карьере так точно и глубоко осознали, что каждая их большая победа и отношение к футболу как к части жизни дает силы жить миллионам болельщиков. Что они вершители не только своих, но невольно и чужих судеб. Что они занимаются не просто игрой или работой, не просто зарабатывают деньги, но еще и созидают мир, от которого становится хорошо или мучительно плохо огромному количеству людей.
Хиддинк не будет тренировать сборную России вечно. У наших игроков будут другие великие и невеликие, отечественные и заграничные наставники. Но очень важно, чтобы каждый из тех людей, что оказался в итоге в составе нашей команды на «Евро-2008», понял и почувствовал, как и почему у них получилось так играть в футбол и так проявлять себя как личности. Гус дал российским футболистам (и, кстати, российским тренерам, в большинстве своем принявшим его назначения в штыки -- из ревности или зависти, не суть важно) не только игровой, но и уникальный человеческий опыт. Он создал атмосферу, в которой футболисты начинают понимать, что они не просто кумиры миллионов и не оловянные солдатики тренера, а живые люди. Что они живут футболом, но футболом их жизнь не исчерпывается, она в нем наиболее полно выражается. Этот опыт -- главное, что может дать учитель ученику и чем ученик может воспользоваться.
Сумеет ли Хиддинк изменить российскую футбольную ментальность необратимо или все вернется на круги своя, мы узнаем только после его ухода. Но очень важно, чтобы все, кто работал с ним, осознали. Не столь важны место, которое мы в итоге займем на «Евро» и даже не та красивая, самоотверженная, умная игра, которую показывали футболисты, ранее ни в чем таком практически не замеченные. Важнее то, как работа с Мастером помогла людям раскрыть в полноте нераскрытые человеческие и профессиональные качества. Подняться на новую стадию развития. Если хотите, стать другими людьми.