«Пациент, не желающий пить отечественный препарат, должен доплачивать разницу в цене с импортным аналогом»
Лидеры российской фармпромышленности надеются увеличить свою долю на рынке после введения обязательного лекарственного страхован
Проходившее в конце минувшей недели в Курске совещание по развитию отечественной фармацевтической промышленности добавило оптимизма производителям «суверенных» лекарств. Слова премьер-министра Владимира Путина о готовности государства к активным протекционистским мерам представители отрасли восприняли почти как обещание предоставить им более существенную долю рынка -- правда, на условиях внедрения инновационных технологий и постепенного перехода на международные стандарты качества. О том, какими предложениями в свою очередь готовы поделиться с чиновниками промышленники, обозревателю «Времени новостей» Галине ПАПЕРНОЙ рассказал генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор ДМИТРИЕВ.-- Одним из принципиально новых решений, которые готовит правительство, будет переход к всеобщему лекарственному страхованию в дополнение к ОМС. Предполагается, что произойти это должно уже в 2010 году. Как лекарственное страхование повлияет на фармрынок и положение отечественного производителя на нем?-- Конечно, с введением всеобщего лекарственного страхования рынок вырастет, и доля отечественного производителя в госзакупках, как мы надеемся, тоже увеличится. При этом гарантии, в том числе своевременной оплаты поставленных препаратов, должны быть существенно изменены, стать более значимыми. Это для нас главное. А уж как будет распределяться финансирование между бюджетом и частными страховыми компаниями, еще предстоит определить органам исполнительной власти.
Конечно, мы -- представители отрасли -- надеемся, что нас привлекут к разработке проекта лекарственного страхования, иначе накладок не избежать. Ведь программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами льготников, ранее известная, как программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), сталкивается с большими проблемами из-за лакун в законодательном сопровождении. Например, ситуация с принципом формирования лотов на региональных закупочных аукционах: местные власти, ответственные с 1 января 2008 года за их проведение, специально включают в один лот препараты разных производителей, чтобы дать преференции дистрибьюторам. Чаще всего своим же, региональным. А производители автоматически отбрасываются, ведь они могут предложить только собственную продукцию.
-- Какие обязательные условия, по вашему мнению, должны быть прописаны в документе об обязательном лекарственном страховании?-- Во-первых, мы бы предложили допускать до участия в государственной закупочной программе только те предприятия, производства которых сертифицированы по международной стандартам качества GMP (good manufacturing practice). Во-вторых, четко обозначить преференции для российских производителей. Так, если на конкурс среди прочих выставлен один отечественный препарат, то его и стоит закупать в приоритетном порядке -- конечно, если цена и качество существенно не отличаются от иностранных аналогов. Если такой приоритет будет установлен, то можно смело отказываться от аукционов, которые принуждают закупщика делать выбор в пользу самого дешевого препарата, а производителя -- зачастую экономить на качестве с целью снижения себестоимости. Фактически в Курске уже было заявлено об отмене аукционного принципа при закупках вакцин, которые теперь считаются стратегическим товаром. Со временем это должно произойти со всеми фармзакупками государства. Надо выбирать не самое дешевое на рынке, а самое дешевое из качественного.
Соответственно можно установить максимальную цену, которую государство готово заплатить за то или иное непатентованное международное наименование. Эта цена может быть равна стоимости российского препарата, если таковой имеется в данной категории. Отсюда следует и наше третье предложение: ввести систему сооплаты. Пациент, не желающий по каким-то соображениям пить отечественное лекарство, должен доплачивать разницу в цене между ним и импортным аналогом.
-- В Курске глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова доложила о нескольких поправках к закону «О лекарственных средствах», которые зреют в недрах ее ведомства и будут представлены в правительство к 1 июля. Вы что-то о них знаете?-- Все поправки, которые она упоминала, очень важны и призваны поддержать отечественного производителя. Так, снижение степени участия местных властей в принятии решений по строительству, развитию и закрытию фармпроизводств вполне оправдано всем предыдущим опытом. Официально у нас в стране существует более 350 лицензированных фармпроизводств. Известно, что реально работает чуть больше 150 из них. При этом GMP внедрено примерно на 20 заводах. Таким образом, более сотни предприятий влачат странное существование, не развиваясь и пока не закрываясь. Дело в том, что это если и не градообразующие, то поселкообразующие производства. И местные власти не дают им закрыться, чтобы избежать социальных взрывов, но и деньги на реконструкцию не помогают найти. Теперь им придется выбирать: либо безработица, либо все же инвестиции. Для большинства таких устаревших линий на самом деле есть решения, которые могут сохранить их. Например, присоединение небольших производств, где делают йод и зеленку, к крупным многопрофильным холдингам.
В целом на все предложенные поправки я смотрю положительно. Конечно, любой закон -- это компромисс между интересами рынка и государства. Но если речь идет о создании единой государственной лекарственной политики, то необходимо провести полную ревизию нормативно-правовой базы в этой области. И, разумеется, финансовое обеспечение всех изменений.
-- Какие финансовые изменения обсуждались в Курске?-- Была затронута тема фальсифицированных лекарственных средств. И премьер-министр напомнил представителям Минфина о том, что в бюджет на следующий год необходимо заложить средства на открытие сети из семи контрольных лабораторий «Росздравнадзора». Также шла речь о необходимости отдельного финансирования подготовки кадров для отрасли со средним профессиональным образованием. Речь идет о технологах, которых и так мало, а те, что есть, «утекают» в алкогольную промышленность и нефтянку.