|
|
N°43, 13 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Для нас НАТО -- страховая компания»
Вчера исполнилось три года с момента вступления Польши в НАТО. О том, как страна чувствует себя в новой роли, спецкор газеты «Время новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ спросила Анджея ТОВПИКА, заместителя министра обороны, а до этого посла Польши при НАТО.
-- Сейчас НАТО проводит на территории Польши масштабные маневры Strong Resolve 2002 (SR-02), вызвавшие настороженность в России...
-- Я знаю о негативных публикациях в российских СМИ. Но SR-02 действительно посвящены отработке миротворческих операций. И лучшее доказательство -- участие в них стран, не входящих в НАТО: Финляндии, Швеции, Австрии. Был и представитель генштаба Швейцарии. Цель учений -- улучшение способностей НАТО к поддержанию мира. Они никак не угрожают России.
-- Какие угрозы актуальны сегодня для Польши?
-- Они не сопряжены с прямыми атаками на Польшу. Это неожиданные кризисы, возможные в Европе. Сейчас мы имеем две большие операции на Балканах (в Косово и Боснии) и одну меньшую в Македонии. Это то, к чему вооруженные силы должны быть готовы. Думаю, НАТО делает это хорошо. НАТО сейчас -- это не организация, как было раньше, это система кооперации, куда входят НАТО и «Партнерство ради мира» (ПРМ), которое Москва недооценивает. А ПРМ -- это путь построения партнерства между Россией и другими странами-участницами. Это не военные структуры эпохи «холодной войны», а совершенно иной уровень сотрудничества в целях безопасности.
-- Трансформация механизма сотрудничества России с НАТО с формулы «19+1» к «20» вызывает противоречивые оценки членов Альянса.
-- Польша -- одна из наиболее заинтересованных стран в улучшении сотрудничества Россия--НАТО. Что касается «20», то вопрос в том, что станет предметом взаимодействия. На мой взгляд, это должны быть борьба с терроризмом, ядерное нераспространение, Евро-ПРО, операции по поддержанию мира. Трансформация механизма сотрудничества Россия--НАТО не разовое событие, это процесс. В целом я оцениваю перспективы отношений России с НАТО с оптимизмом.
-- Бытует мнение, что улучшение российско-польских отношений в последнее время обусловлено как раз членством Варшавы в НАТО.
-- Отношения Варшавы и Москвы существенно улучшились, это факт. Членство в НАТО повысило уверенность Польши в себе, в своей защищенности. Может быть, мы стали более открытыми для сотрудничества. Для нас НАТО -- некая «страховая компания». Ведь вы покупаете страховой полис не потому, что у вас завтра угонят машину, а потому, что не знаете, что случится в будущем. Это главная причина, почему мы хотели быть в НАТО. Второй залог безопасности -- хорошие отношения с соседями. Надеюсь, в этом контексте будут развиваться и наши отношения с Россией. Пока мы не очень удовлетворены нашим двусторонним сотрудничеством в военной сфере. Не знаю, кто в этом виноват. Думаю, после визита президента Путина шансы улучшения наших отношений и сотрудничества в сфере безопасности существенно возрастут.
-- Скоро Польша будет членом не только НАТО, но и ЕС. Среди европейцев существуют разные мнения относительно оборонной политики и политики безопасности ЕС, а также взаимоотношений ЕС и НАТО в Европе.
-- Мы считаем, что возможности европейцев реагировать на кризисы дополняют возможности НАТО, а не противоречат им. Потому что НАТО и ЕС имеют различное предназначение. Конечно, можно представить себе ситуацию, когда ЕС займется разрешением кризиса, но тогда, когда НАТО не сможет или не захочет участвовать в такой операции в целом. Есть место и для НАТО, и для ЕС. Все зависит от ситуации. Сейчас идет обсуждение усиления роли ЕС в некоторых операциях на Балканах. Главная задача -- наладить механизм сотрудничества между НАТО и ЕС в военной сфере. Здесь много дискуссий, они еще не закончены. Но мы надеемся, что вскоре этот механизм заработает. И ЕС сможет использовать некоторые возможности НАТО, так как страны, входящие в НАТО и ЕС, имеют один набор сил.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ