|
|
N°43, 13 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заговор «Общества №3»
Планам карачаевских путчистов помешали чеченские союзники
Расследование уголовного дела о подготовке вооруженного захвата власти сразу в двух российских республиках -- Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии -- закончило вчера управление Генпрокуратуры на Северном Кавказе, и в ближайшие дни материалы отправятся в суд. Готовили перевороты, по версии следствия, представители так называемого «Мусульманского общества №3», одним из лидеров которого являлся организатор взрывов жилых домов в Москве Ачемез Гочияев. Его вину, по данным прокуратуры, подтвердили коллеги по обществу. Они также признались, что Хаттаб дал Гочияеву на теракты 2 млн долларов. Что касается непосредственно переворотов, то к их осуществлению у ваххабитов все было подготовлено еще в апреле 1999 года, но началу операции помешала вторая чеченская война.
«Мусульманское общество №3» появилось еще в 1995 году. Тогда несколько сторонников нетрадиционного ислама, в том числе братья Казбек и Халис Шайлиевы, Аслан Богатырев, Казимир Экеккуев, организовали в старой бильярдной на окраине Карачаевска мечеть и стали там исповедывать свои идеи. Имамом (духовным лидером) новой общины был избран Адам Семенов, под руководством которого была развернута активная религиозная пропаганда. Постепенно к «Мусульманскому обществу №3» стали присоединяться другие молодые люди. Некоторые из них уже успели повоевать в Чечне и пройти обучение в диверсионных лагерях Хаттаба. Семенов, человек достаточно миролюбивый, им не понравился, и вскоре его заменили на Ачемеза Гочияева. После этого деятельность организации стала приобретать все более агрессивный характер, а ее отделения начали открываться в разных уголках Карачаево-Черкесии и соседней Кабардино-Балкарии. Своим центром сепаратисты избрали город Усть-Джегута Московского района КЧР.
К концу 1997-го -- началу 1998 года «Мусульманское общество №3» уже имело четкую структуру и в нее входило около десятка джамаатов (ваххабитских общин) в различных населенных пунктах. Верхушка организации (всего в нее входило около 20 человек) выглядела следующим образом: за идеологию отвечали амир (светский или военный лидер) имамов КЧР Хызыр Салпагаров, имам джамаата станицы Сторожевая Рамазан Гочияев и имам джамаата Усть-Джегуты Эдуард Харатоков; военную линию и финансы курировали Ачемез Гочияев, Казбек Шайлиев, Адам Деккушев. Первые объезжали села, исповедуя ваххабитские идеи и организуя новые джамматы, вторые готовили тайники с оружием и организовывали поездки прихожан для обучения в Чечню. Чаще всего они проходили курсы либо у Хаттаба, либо в лагере полевого командира Багауддина Мохаммада Дагестани.
Когда «Мусульманское общество №3» набрало достаточно сторонников, его лидеры начали призывать народ на войну с неверными. Так, Ачемез Гочияев, согласно данным следствия, говорил, что нужно «немедленно начать вооруженный джихад». Его поддержал Адам Деккушев, однако большинство других предводителей общины посчитали, что для джихада время еще не настало. Наступило оно в начале 1999 года: тогда ваххабиты устроили несколько перестрелок с местной милицией, после чего амир Карачаево-Черкесии Рамазан Борлаков отдал приказ о начале войны с неверными в КЧР и КБР. Для этого всем представителям джамаатов нужно было срочно пройти военную подготовку в Чечне, а по возвращении взять оружие из тайников и захватить власть в республиках. На их месте должно было образоваться новое мусульманское государство со столицей Усть-Джегута. Помешало этим планам вторжение чеченских боевиков в Дагестан, после которого задачи ваххабитов поменялись. По версии прокуратуры, Ачемез Гочияев, Адам Деккушев и несколько других наиболее подготовленных членов «Мусульманского общества №3» отправились в Москву взрывать жилые дома, а организацию возглавил Казбек Шайлиев. Весной 2001 года он тоже организовал серию терактов в Минводах, Ессентуках и окрестностях Черкесска. Тогда милиционерам удалось схватить одного из подрывников -- Арасула Хубиева, после чего в республиках начались массовые аресты. Всего было задержано около 20 человек, в том числе Эдуард Харатоков, Рамазан Гочияев, Казбек Шайлиев и Хызыр Салпагаров. Последний заявил на допросах следователям управления Генпрокуратуры на Северном Кавказе: «Я лично разговаривал с Гочияевым, и он сказал, что имеет два миллиона долларов от Хаттаба и собирается делать на эти деньги взрывы на территории России».
Александр ШВАРЕВ