На днях в Москве с рабочим визитом побывал спецпредставитель генсека ООН в Афганистане и глава миссии ООН по содействию Афганистану Кай Эйде. На этот пост он был назначен в марте. У 59-летнего норвежского дипломата богатый опыт работы в международных организациях: спецпредставитель генсека ООН и координатор операций ООН в Боснии и Герцеговине в 1997--1998 годах, спецпосланник генсека ООН по Косово в 2005-м, постпред Норвегии в НАТО и ОБСЕ. В среду в Москве г-н Эйде обсуждал с главой МИД России Сергеем Лавровым и его замом Александром Яковенко афганские проблемы в свете решений состоявшейся в Париже 12 июня международной конференции в поддержку Афганистана. О деятельности ООН в Афганистане и роли России в афганских делах Кай ЭЙДЕ рассказал спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ.-- Вы довольны итогами визита в Москву?-- Абсолютно. Я получил от министра Лаврова полную поддержку моего мандата и приоритетов моей деятельности, он согласен с тем, что роль ООН в Афганистане должна возрастать. Поддержка со стороны России как постоянного члена Совбеза ООН особенно важна в преддверии предстоящего в начале июля обсуждения в СБ ООН
проблем безопасности Афганистана. Эта поддержка нужна мне и в контексте недавней международной конференции в Париже, провозгласившей новый курс в отношениях международного сообщества с правительством Афганистана.
-- В чем суть нового курса?-- Правительство Афганистана предложило стратегию развития страны на пять лет. Важно, чтобы международное сообщество мобилизовало финансовые ресурсы в поддержку этой стратегии и сосредоточилось на ее реализации. Для этого нужно переориентировать наши ресурсы и сделать приоритеты Афганистана нашими собственными. Но без строительства мощных государственных институтов не решить проблемы обеспечения доставки помощи населению, развития таких ключевых секторов экономики, как сельское хозяйство и энергетика. Мы должны добиться максимально эффективного расходования средств, ибо в этом вопросе мы подвергаемся очень сильной критике. Правительству же Афганистана надо бороться с коррупцией.
-- Каковы на сегодня ваши задачи как спецпосланника?-- Это поддержка весьма непростого электорального процесса в Афганистане, где выборы пройдут в 2009--2010 годах. Это координация усилий международного сообщества, чтобы оно могло одним голосом давать советы афганскому правительству, а также обеспечение более эффективного использования финансовых ресурсов. Мы постоянно сталкиваемся с гуманитарным кризисом, недостатком продуктов питания, а нам надо предвосхищать нужды афганского населения и эффективнее их удовлетворять.
В урегулировании проблем Афганистана важна региональная поддержка -- Ирана, Пакистана, других стран Центральной Азии. Наконец, очевидно, что в Афганистане не может быть военного решения. Чтобы привести страну к стабильности, ее правительству нужна наша поддержка в широком контексте политического процесса.
-- Россия предложила создать «пояса безопасности» вокруг Афганистана на основе тесного взаимодействия Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), включающей Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан, с натовскими силами содействия безопасности Афганистана. Как вы относитесь к этой инициативе?-- Мы сосредоточиваем усилия на конкретной работе с каждой страной региона, в частности с Ираном. Несколько недель назад я обсуждал эти вопросы с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом и хочу еще раз посетить эту страну, дабы понять, что необходимо для пресечения незаконного потока наркотиков через границу.
-- Иными словами, сотрудничеству с ОДКБ вы предпочитаете работу с отдельными странами?-- Как представитель ООН, я основываю свою деятельность на мандате, сформулированном для меня ООН. Мой приоритет -- установление отношений с конкретными странами региона. Если они сочтут наиболее эффективным способом решения проблемы работу с организацией, с нашей стороны возражений не будет. Вы упомянули лишь одну организацию, но в регионе есть ряд организаций, способных внести вклад в борьбу с незаконным оборотом наркотиков, способствовать региональному экономическому сотрудничеству. Разумеется, деятельность организаций, способных привести к стабилизации в субрегионе в целом, представляется важной. Министр Лавров поднял в беседе со мной этот вопрос. Но я хотел бы еще поразмышлять над тем, каким образом я мог бы действовать в этом направлении.
-- Борьбу с терроризмом и наркобизнесом вы тоже обсуждали?-- Да, ведь Россия и ООН нацелены на интенсификацию борьбы с производством и распространением наркотиков. Негативные тенденции на местах вызывают беспокойство, хотя обнадеживает освобождение в минувшем году все большего числа афганских провинций от производства опиумного мака. Увы, общий уровень производства незаконных наркотиков остается прежним.