|
|
N°110, 24 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Похороны парникового эффекта
Ученые пытаются загнать обратно под землю сожженный углерод
Технология улавливания и захоронения углекислого газа остается пока единственным способом непосредственного, «механического» сокращения парниковых выбросов. Пока эта технология крайне далека от коммерческого применения, да и неясен пока ее будущий экономический эффект. Руководитель программы «Климат и энергетика» российского Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин отмечает, что на переговорах по пост-Киотскому международному соглашению отношение к этой технологии двоякое: со одной стороны, речь идет о прямом «закапывании денег», но с другой -- технологию захоронения углекислого газа необходимо исследовать и отлаживать.
Углекислый газ -- далеко не самый сильнодействующий из парниковых агентов (например, считается, что обычный метан в этом отношении в 23 раза опаснее). Однако именно оксид углерода -- это основной мусор, который выбрасывается при жизнедеятельности человечества. Большая часть углерода на земле находится в связанном виде -- это растения и животные, горючие полезные ископаемые, прочая живая или мертвая органика, разные минералы, содержащие соли угольной кислоты (к примеру, банальный известняк -- это в основном карбонат кальция). Развивая тепловую энергетику, транспорт, нефтехимию и т.д., мы постоянно переводим органическое топливо в парниковые газы.
Несмотря на все достижения науки, с углекислым газом ученые на данный момент практически ничего сделать не могут. Существующие химические технологии либо экономически, либо энергетически не эффективны. Углекислый газ требуется уловить, каким-то образом связать, чтобы не улетучился, и где-либо использовать или хотя бы складировать. На это придется потратить кучу денег и энергии, что пока почти исключает возможность переработки оксида углерода.
Идеальным вариантом было бы создание чего-то вроде "искусственного фотосинтеза". Растения прекрасно умеют утилизировать углекислый газ. Зеленые листья и ткани всасывают углекислый газ, разлагают его, забирают углерод и выбрасывают лишний кислород. Причем все это происходит за счет использования вечной и дармовой солнечной энергии. Технология практически идеальная, но создать ее аналог химики пока не могут. Хотя теоретически это могло бы решить энергетическую проблему человечества, поскольку связанный углерод удавалось бы опять сжигать и генерировать тепло.
Еще одной естественной ловушкой для углекислого газа является вода, которая покрывает большую часть планеты. Этот парниковый агент неплохо растворяется в морях и океанах, после чего его используют водоросли и прочие водные растения. Фотосинтез растений и поглощение углекислого газа водой запускает цикл круговорота углерода, в процессе которого этот элемент частично изымается и превращается в осадочные породы. Но человеческая энергетика вмешивается в естественный ход событий и генерирует больше углекислого газа, чем могли бы переработать все растения и океаны.
В технологии захоронения углекислого газа нет по крайней мере проблем с «емкостями»: в земной коре хватает пустот, куда можно было бы загонять лишний углекислый газ. Например, можно использовать старые месторождения природного газа или нефти, которые уже выработаны и заполнены водой. Если закачать туда оксид углерода, этот парниковый агент либо постепенно растворится в воде, либо будет оставаться в глубинах земли, возможно, миллионы лет.
Эту схему захоронения газа можно сравнить с дымовой трубой, которая направлена в противоположную сторону. Так, к примеру, охарактеризовал идею по закачке углекислого газа под землю немецкий ученый Гюнтер Борм. Он говорил о проекте по созданию подземного хранилища углекислого газа, который с прошлого года реализуется в восточногерманском местечке Кетцин. Здесь собирались создать систему, которая забирала бы оксид углерода с тепловых электростанций и откачивала его через скважины в пористые известняковые породы. Этот проект стоимостью 20 млн евро финансировал ряд западных энергоконцернов, сообщалось, что начиная с осени 2007 года в течение двух лет в горные породы будет спрятано до 60 тыс. тонн парниковых газов.
Пока в мире все системы по захоронению углекислого газа можно пересчитать буквально по пальцам, хотя первые такие установки создавались еще в конце XX века. Самым известным проектом такого рода стало месторождение природного газа "Слейпнир", разрабатываемое норвежской StatoilHydro в Северном море. Местное топливо загрязнено углекислым газом, содержание которого достигает 9%. Чтобы газ со "Слейпнира" удовлетворял рыночным требованиям, излишки углекислого газа приходится откачивать. С 1996 года его загоняют под морское дно, в насыщенные водой пласты горных пород. За год таким образом изымается около миллиона тонн оксида углерода. Аналогичная схема используется и на месторождении "Белоснежка" («Сневит») в Баренцевом море.
Но обычно у бизнеса нет серьезных причин для того, чтобы тратить деньги на утилизацию углекислого газа. Те же установки на "Слейпнире" и "Белоснежке" были созданы не только для защиты окружающей среды, но и для того, чтобы сократить издержки. Захоронение углекислого газа в данном случае дает возможность немного сэкономить на платежах (местное законодательство требует очистки добываемого топлива и накладывает штрафы за "грязный" природный газ). Даже действующий ныне Киотский протокол не стал достаточным стимулом для развития технологий по закачке оксида углерода под землю.
Известен еще ряд проектов по улавливанию и захоронению углекислого газа, которые тем не менее в большинстве проходят по категории некоммерческих и экспериментальных. Одной из последних подобных установок стал завод по утилизации углекислого газа "Отвэйз", запущенный в Австралии в марте-апреле 2008 года. Проект назван "демонстрационным": предполагается закачать под землю только 100 тыс. тонн оксида углерода. В качестве емкости используется выработанное месторождение природного газа, лежащее на двухкилометровой глубине. Финансировали этот проект вскладчину местные власти и бизнес, которые собираются проверить, удастся ли захоронить углекислый газ так, чтобы он не просачивался обратно в атмосферу. Вслед за отработкой технологии сферу ее предполагается начать распространять по всему континенту, заявлял на открытии проекта "Отвэйз" глава Центра совместных исследований углекислого газа Питер Кук.
Известно также о нескольких случаях, когда на вооружение пытались взять норвежскую технологию закачки углекислого газа в подводные «резервуары». К примеру, в феврале прошлого года подобные проекты изучали японские власти, еще в 2005 году в Великобритании собирались выделить 40 млн фунтов на разработку захоронения парниковых газов в отработанных месторождениях на шельфе Северного моря. В Техасе близ Остина разрабатывается проект по закачке углекислого газа в подземные пустоты, заполненные соляными растворами. Однако все эти «газовые кладбища» являются исследовательскими, а не коммерческими.
Владимир ДЗАГУТО