Столичным автолюбителям и владельцам прочей моторизированной техники не приходится надеяться еще на одну годичную отсрочку повышения транспортного налога. Вчера депутаты Мосгордумы единогласно
одобрили в первом чтении новую редакцию закона «О транспортном налоге», предполагающую полуторакратное увеличение ежегодных выплат владельцами машин мощностью свыше 125 лошадиных сил, старых автобусов и грузовиков.
Законодатели сочли достаточными уступки мэрии, переработавшей предыдущую версию документа, которая вызвала волну негодования в прошлом году и была предусмотрительно отозвана Юрием Лужковым в преддверии выборов в Госдуму. Поскольку противников идеи повышения налога в Мосгордуме не нашлось даже среди представителей оппозиционных фракций, можно предположить, что законопроект быстро пройдет все стадии рассмотрения и начнет действовать с 1 января 2009 года.
Главными уступками мэрии стали введение новой дифференциации легковых машин по мощности, что позволило сохранить нынешние ставки для владельцев большинства отечественных авто и малолитражных иномарок, и готовность не трогать новые автобусы и грузовики -- повышение коснется только «возрастного» транспорта, пробегавшего по московским дорогам больше пяти лет. Первый заместитель руководителя департамента экономической политики и развития города Валерий Жаров уверял вчера депутатов, что именно таким образом риски социального возмущения были сведены к минимуму. По подсчетам чиновников мэрии, в итоге изменение ставок коснется лишь четверти столичных автовладельцев. Такой подход удовлетворил даже всегда готового к критике исполнительной власти лидера фракции «Яблоко -- Объединенные демократы» Сергея Митрохина. «Реакция правительства Москвы на критику предыдущего варианта была адекватной и позитивной, и новые предложения соответствуют логике налогообложения и не ведут к социальному напряжению», -- заявил он.
И чиновники мэрии, и депутаты Мосгордумы сегодня ставят себе в заслугу выделение в отдельную налогооблагаемую категорию автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 125 лошадиных сил. Именно благодаря этому удалось сохранить действующие ставки транспортного налога для 75% городского автопарка. В то же время для владельцев остальных машин никаких поблажек не будет -- Москва устанавливает максимально разрешенную федеральным законодательством ставку налога на автомобили мощностью от 125 до 150 лошадиных сил и свыше 200 л.с. Близка к «пределу» и ставка для машин с мощностью двигателя от 150 до 200 л.с. И, как предупредил чиновников мэрии куратор законопроекта в Мосгордуме, председатель комиссии по регламенту, правилам и процедурам Александр Крутов, для следующего повышения ставок точно придется менять уже не только городское, но и федеральное законодательство.
Впрочем, по мнению разработчиков законопроекта, Москва еще «не вошла в зону, которая разрушает материальное положение верхнего слоя общества». Более того, они не надеются даже на то, что повышение ставок транспортного налога на мощные автомобили существенно сдержит прирост крупногабаритных авто на столичных улицах. «Ставка налога повлияет разве что на выбор тех, кто покупает первый автомобиль», -- полагает г-н Крутов. Для московских автовладельцев со стажем, по его мнению, это скорее вопрос престижа, который для города становится дополнительным источником дохода.
По данным Валерия Жарова, в этом году доход городского бюджета от транспортных сборов составит порядка 7 млрд руб., а после повышения ставок вырастет более чем на 2 млрд. Все эти средства, по его словам, пойдут исключительно на дорожное строительство, которое при недостаточной федеральной поддержке и при росте городского автопарка сможет лишь сохранить до 2015 года, но не улучшить существующую ситуацию на городских магистралях.
Надо заметить, что депутат Крутов, который был одним из яростных критиков прошлого варианта законопроекта и чьи предложения по более мягкому переходу от одной категории автомобилей к другой при расчете налога стали одной из новелл нынешней редакции, на этот раз подготовился к основательной защите документа. Депутат, в частности, назвал «близким к революционному» решение не только ввести «новую ступень» градации автотранспорта (категорию автомобилей от 100 до 150 л.с. поделили на две -- от 100 до 125 л.с. и от 125 до 150 л.с.), но и установление дифференцированной ставки налога в зависимости от срока использования автомобиля. Пока, правда, при налогообложении будут считать возраст только автобусов и грузовых машин. «Для легковых мы это не делаем по социальным причинам, -- выразил г-н Крутов опасение за кошельки городских пенсионеров, все еще пользующихся старыми «Жигулями», «Москвичами», «Запорожцами» и «Волгами». -- Хотя норма эта прогрессивная и будет способствовать обновлению автопарка и улучшению экологии в городе». Кроме того, агитируя коллег поддержать документ, г-н Крутов ссылался на более суровую политику в отношении владельцев автотранспорта в менее обеспеченных по сравнению со столицей регионах, в том числе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Однако, видимо, у депутатов все-таки остались опасения, что городские автовладельцы сдержат свои угрозы и начнут массово регистрировать личный транспорт на родственников в других регионах. Поэтому ко второму чтению тот же г-н Крутов собирается разработать еще более плавный переход в делении автомобилей на категории по мощности двигателя. В частности, депутат предлагает «каскадное» повышение ставки налога, заставляя доплачивать за каждую дополнительную «лошадь». По его мнению, именно резкие скачки между установленными законодательством категориями машин действуют на автовладельцев раздражающе. Впрочем, учитывая длительность подготовки предложенного вчера г-ном Жаровым законопроекта, его существенное изменение маловероятно. «Я согласен, что градация должна быть более плавной, но мы действуем в рамках Налогового кодекса, и ступени неизбежно получаются», -- утомленно заключил чиновник.
Транспортный налог в Москве
Объект налогообложения |
Действующая налоговая ставка |
(рублей за 1 л.с.) |
Ставка налога с 1 января 2009 года (рублей за 1 л.с.) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя |
|
до 70 л.с. |
0 |
0 |
от 70 до 100 л.с. |
7 |
7 |
от 100 до 125 л.с. |
20 |
20 |
от 125 до 150 л.с. |
20 |
30 |
от 150 до 200 л.с. |
30 |
45 |
от 200 до 250 л.с. |
50 |
75 |
свыше 250 л.с. |
100 |
150 |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя |
|
до 20 л.с. |
5 |
7 |
от 20 до 35 л.с. |
10 |
15 |
свыше 35 л.с. |
32 |
50 |
Автобусы со сроком полезного использования до пяти лет с мощностью двигателя |
|
до 110 л.с. |
10 |
10 |
от 110 до 200 л.с. |
17 |
17 |
свыше 200 л.с. |
35 |
35 |
Автобусы со сроком полезного использования свыше пяти лет с мощностью двигателя |
|
до 110 л.с. |
10 |
15 |
от 110 до 200 л.с. |
17 |
26 |
свыше 200 л.с. |
35 |
55 |
Грузовые автомобили со сроком полезного использования до пяти лет с мощностью двигателя |
|
до 100 л.с. |
10 |
10 |
от 100 до 150 л.с. |
17 |
17 |
от 150 до 200 л.с. |
25 |
25 |
от 200 до 250 л.с. |
35 |
35 |
свыше 250 л.с. |
45 |
45 |
Грузовые автомобили со сроком полезного использования свыше пяти лет с мощностью двигателя |
|
до 100 л.с. |
10 |
15 |
от 100 до 150 л.с. |
17 |
26 |
от 150 до 200 л.с. |
25 |
38 |
от 200 до 250 л.с. |
35 |
55 |
свыше 250 л.с. |
45 |
70 |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя |
|
до 50 л.с. |
20 |
25 |
свыше 50 л.с. |
40 |
50 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя |
|
до 100 л.с. |
40 |
50 |
свыше 100 л.с. |
80 |
100 |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя |
|
до 100 л.с. |
80 |
100 |
свыше 100 л.с. |
160 |
200 |
Гидроциклы с мощностью двигателя |
|
до 100 л.с. |
100 |
125 |
свыше 100 л.с. |
200 |
250 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели |
100 |
125 |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели |
80 |
100 |