Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ вчера объявил о завершении расследования дела
об убийстве осенью 2006 года обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. С сегодняшнего дня фигуранты дела должны начать знакомиться с материалами следствия. В конечном итоге их осталось всего трое --
это бывший сотрудник московского РУОПа Сергей Хаджикурбанов и уроженцы Чечни братья Джабраил и Ибрагим Махмудовы.
Правда, среди них не оказалось ни заказчиков, ни непосредственных исполнителей убийства. Уголовное дело в отношении них выделено в отдельное производство. Причем, если имя предполагаемого киллера следствием ранее уже называлось -- это Рустам Махмудов (брат Ибрагима и Джабраила), то заказчик покушения до сих пор публике не известен. Его фамилия считается тайной следствия.
В результате получилось, что громкое заявление СКП о завершении «дела Политковской» не совсем соответствует действительности. Ведь если нет в наличии убийцы и заказчика убийства, речь идет лишь о пособниках преступления. Но в таком случае ни о каком раскрытии дела речи быть не может.
Анна Политковская была убита в Москве 7 октября 2006 года в подъезде своего дома на Лесной улице. Журналистка вернулась из магазина и стояла перед лифтом, когда к ней сзади подошел киллер и два раза выстрелил из пистолета с глушителем. Бросив оружие, пистолет ИЖ-71, убийца скрылся. Позже следователи выяснили, что этот пистолет уже проходил по картотеке столичной милиции -- в начале 90-х годов из него были застрелены несколько человек при бандитской разборке.
Почти сразу следствие заявило, что убийство было тщательно подготовлено и связано с профессиональной деятельностью журналистки. Камеры слежения, установленные у дома Политковской и в магазине, зафиксировали убийцу и двух человек, следивших за ней.
Больше полугода в деле не было сдвигов, но в августе 2007 года спецслужбы отрапортовали об аресте сразу 11 подозреваемых. Правда, почти сразу начались неувязки, и число подозреваемых стало уменьшаться.
Обвинения в соучастии в убийстве были предъявлены братьям Махмудовым -- Ибрагиму, Джабраилу и Тамерлану, которые, как предполагалось, якобы нашли сотрудников спецслужб для получения информации о жертве. Также под арестом оказались Магомет Демильханов и бывший сотрудник столичного УБОПа Сергей Хаджикурбанов, будто бы организовывавшие «оперативное сопровождение» убийства. Обвинили в причастности к этому делу и подполковника ФСБ Павла Рягузова. Он, по первоначальной версии следствия, отыскал место жительства г-жи Политковской и передал эти данные киллерам через бывшего главу Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиля Бураева. Бураев был арестован сразу после Рягузова.
Самого Рягузова в рамках «дела Политковской» арестовывали дважды, но Московский окружной военный суд оба раза отменял эти решения. В итоге подполковника отправили в СИЗО за дела прошлых лет. Его обвинили в совершении еще в 2002 году похищения человека, превышении должностных полномочий и незаконном проникновении в жилище. Таким образом, он якобы вымогал с коммерсанта 10 тыс. долларов.
Представители следствия ранее регулярно называли Рягузова фигурантом «дела Политковской». Однако в начале мая этого года Бураев был отпущен, а все обвинения с него сняты «за отсутствием преступных действий, направленных на пособничество преступлению». В результате обвинения именно в связи с убийством Рягузову предъявлены, насколько известно, так и не были, и даже расследуется его дело не собственно СКП, а Военно-следственным управлением. Кроме того, минувшей весной под подписку о невыезде были отпущены еще несколько арестованных по "делу Политковской".
О завершении предварительного расследования фигурантам дела сообщили вчера в Главном следственном управлении СКП РФ. С сегодняшнего дня подозреваемые, согласно УПК, должны начать знакомиться с материалами следствия.
Делать это будут всего трое из 11 человек, изначально арестовывавшихся по «делу Политковской». Примечательно, что вчера представители СКП так и не стали разъяснять, какие же именно обвинения -- в пособничестве убийству или собственно в убийстве -- предъявлены Сергею Хаджикурбанову, Джабраилу и Ибрагиму Махмудовым. Также вчера СКП сообщил, что в рамках «дела Политковской» прекращено уголовное преследование в отношении ряда лиц. Но назвать их имена следователи отказались.
По неофициальной информации, таких «лиц» пока двое. Кроме уже названного Шамиля Бураева это Магомет Демильханов. Его также в начале мая этого года сначала освободили под подписку о невыезде, а затем «по-тихому» прекратили уголовное преследование.
Кроме Демильханова также под подписку о невыезде в разное время были освобождены задерживавшиеся по «делу Политковской» Дмитрий Грачев и Тамерлан Махмудов. Но, насколько известно, их процессуальный статус пока не менялся. Впрочем, как рассказала адвокат Махмудова Лаура Шамбаева, в четверг защитники приглашены в СКП, где, по мнению адвокатов, им скорее всего сообщат о прекращении уголовного преследования их клиентов.
Вчера же СКП сообщил, что в отдельное производство выделено уголовное дело в отношении непосредственного исполнителя убийства -- Рустама Махмудова и других лиц. Под «другими» официальный представитель СКП, видимо, имел в виду заказчиков покушения. Имена их в СКП еще ни разу не озвучивали. По сделанным ранее намекам следствия -- о том, что это за люди и где они могут скрываться, -- можно было предположить, что речь шла либо о чеченском полевом командире и преступном авторитете Хож-Ахмед Нухаеве, либо о Борисе Березовском.
Впрочем, если следствие считает именно так, перспектив у этих выделенных дел немного. Рустам Махмудов находится в розыске уже десять лет. Еще в 1997-м в отношении него было возбуждено уголовное дело о «похищении человека», и с тех пор он успешно скрывается. Что касается Нухаева, о его судьбе известно еще меньше. Совсем недавно он в качестве заказчика фигурировал в другом громком деле -- об убийстве американского журналиста Пола Хлебникова. Но при этом самого Нухаева также давно никто не видел. Поговаривали даже, будто «эмиссар свободной Ичкерии» давно погиб. Местонахождение Бориса Березовского известно точно. Он спокойно живет в Лондоне. Но, во-первых, его причастность к данному делу еще нужно доказать, а во-вторых, власти Великобритании уже не раз отказывались его выдавать российским властям, считая, что на родине его преследуют по политическим мотивам.