Время новостей
     N°43, 13 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.03.2002
Весна: военные потянулись к югу
В течение всей нынешней недели на территории Самарской, Оренбургской, Саратовской областей и республики Башкирия будут проходить крупные сухопутные маневры, в которых примут участие до 4 тысяч военнослужащих и около 500 единиц техники. Поднятые «в ружье» подразделения 2-й общевойсковой армии (ОА) должны продемонстрировать в ходе учений свою готовность отразить «нападение на Россию с центральноазиатского направления». Планами маневров предусмотрено, что части постоянной готовности первыми вступают в бой с «агрессором» и останавливают его продвижение вглубь территории России. После чего развернутые в срочном порядке резервы 2-й ОА при поддержке других силовых ведомств -- внутренних и железнодорожных войск, пограничников и даже подразделений МЧС -- завершают полный разгром «супостата». В полном соответствии с модным духом политкорректности учебный противник никак не поименован, сами же военные отказываются уточнять, идет речь об отражении возможной агрессии недобитых талибов или им уже приходится «обкатывать» планы противодействия создающимся в регионе военным базам США и их союзников по НАТО на случай очередного витка противостояния с Западом.

Нынешние командно-штабные учения являются первой серьезной проверкой готовности российской военной группировки на центральноазиатском направлении. Ведь и сама 2-я армия, предназначенная для его защиты, была сформирована лишь к сентябрю прошлого года. В ходе проводящейся реформы военной структуры страны Москва определила для себя три стратегических направления, представляющих особую угрозу с точки зрения национальной безопасности: западное (обращенное к расширяющемуся на восток НАТО), юго-западное (защищающее Россию от многочисленных конфликтов Кавказа и Закавказья) и южное (развернутое в сторону непредсказуемой Центральной Азии). С боеготовностью военных группировок на первых двух из них дело обстояло более-менее терпимо, ведь они считались традиционными направлениями угрозы еще в эпоху СССР. Зато на центральноазиатском направлении ситуация была критическая: развернутые для отражения угрозы с юга в советские времена войска после распада Союза остались за границей, полученные же Россией в наследство от Красной армии Приволжский и Уральский военные округа всегда считались сугубо тыловыми. В планах Министерства обороны их роль сводилась лишь к подготовке резервов, а отнюдь не к ведению самостоятельных военных действий. Чтобы усилить войска на этом направлении, прошлогодним путинским указом №337с два округа были переформированы в один -- Приволжско-Уральский, одновременно началось и создание 2-й ОА со штабом в Самаре.

Кстати, параллельно с испытанием боеготовности 2-й ОА военное руководство рассчитывает проверить в ходе нынешних маневров и действенность разработанной Генштабом новой единой системы управления силовыми структурами страны в ходе конфликта. Если «в поле» все пройдет более-менее гладко, этот документ, подготовленный военными вместе с Советом безопасности, по словам начальника Генштаба Анатолия Квашнина, уже в мае должен быть представлен на подпись Владимиру Путину. В этом случае очередной этап документального оформления национальной военной реформы можно будет считать завершенным. На всех трех стратегических направлениях Россия будет иметь двухэшелонную военную систему, обеспечивающую ее безопасность. В качестве ее первого эшелона выступают многонациональные силы, формируемые вне российской территории вместе с союзниками по Договору о коллективной безопасности (на западе -- с Белоруссией, в Закавказье -- с Арменией, а в Центральной Азии -- с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном), а вторым являются собственно российские вооруженные силы, дислоцирующиеся в пределах национальных границ.

Юрий ГОЛОТЮК