|
|
N°106, 18 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В роли диспетчера
Владимир Путин подписал стратегию развития железных дорог до 2030 года
Премьер Владимир Путин вчера предметно познакомился с работой железнодорожников в новых условиях. В Главном вычислительном центре ОАО "РЖД" его пытался удивить только что переназначенный на новый срок глава компании Владимир Якунин. Оказалось, что 27 человек в этом диспетчерском центре управляют 1,8 тыс. пассажирских перевозок, 7,7 тыс. пригородных и 16,8 тыс. грузовых перевозок.
Демонстрация чудо-центра, однако, не отменила довольно печального отчета г-на Якунина об очередной железнодорожной аварии в Забайкалье, где на днях с рельсов сошел пассажирский состав №326. Глава РЖД клялся, что сам все проверил, что никакой халатности нет, а имел место несчастный случай -- техногенная катастрофа, которую предсказать невозможно. «Это называется «выброс пути», -- со знанием дела пояснил премьеру г-н Якунин. -- Как ни странно, проблема таких температурных скачков существует только в Канаде, в Америке и у нас». «Конечно, это редкий случай. Но, к сожалению, мы пока полностью не защищены от этого», -- признался он. И обещал изучить канадский опыт предотвращения подобных аварий -- использовать специальные температурные датчики.
Вероятно, удовлетворившись объяснениями, премьер вознамерился порадовать собравшихся в центре железнодорожников и специально приглашенных ветеранов и молодежь РЖД. И сообщил, что как раз 17 июня подпишет стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Г-н Путин, похоже, просто-таки восхитился, как он выразился, «глубиной проработки, глубиной планов: программа рассчитана на 22 года вперед».
Глава РЖД тут же с удовольствием поделился ответственностью за реализацию стратегии с премьер-министром: «Теперь этот документ становится документом правительства». «Государство совершенно четко дает понять, что оно свою долю ответственности за развитие инфраструктуры железной дороги на себя принимает», -- повторял он вновь и вновь.
Однако г-н Путин как взял на себя ответственность, так и тут же частично вернул ее руководству РЖД обратно. Услышав жалобы матерей про отсутствие льгот при перевозках детей старше десяти лет и бедных студентов, премьер решил, что железнодорожная компания должна делиться. Или, как он выразился, «проводить социальную политику». «Мы должны ее развивать дальше, даже если, на первый взгляд, это выглядит не очень рыночно», -- настаивал премьер.
В общем-то, действительно, неважно, как это выглядит даже на второй взгляд. Особенно для тех, кто не имеет счастья работать под началом г-на Якунина. И вынужден ежегодно испытывать на себе рост инфляции из-за повышения тарифов на железнодорожные перевозки. Только в текущем году тарифы на грузовые перевозки повышались уже дважды -- в общей сложности на 16,3% вместо 11% по плану. А за три последующих года их рост в целом составит около 30%. Все это соответственно отразится на экономике, что выглядит даже очень рыночно.
Владимир Якунин в конце путинского визита рассказал о бизнес- планах ОАО "РЖД". Например, о намерении вложиться в германские железные дороги. Речь идет об участии в акционировании «Дойче бан». «Мы готовим соответствующие анализы, и эти анализы доложим правительству», -- заявил глава железнодорожной компании. Что касается «народных игр» в IPO, здесь г-н Якунин не торопится. Он дал понять, что раньше 2010 года ждать размещения акций компании не стоит.
Иван ГОРДЕЕВ