|
|
N°106, 18 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Газ без спросу
Глава «Межрегионгаза» посетовал на несанкционированный отбор в России
«Газпром» вчера отчитался о заключении долгосрочных контрактов (до 2012 года) с 80% промышленных потребителей. Однако очевидно, что схема работы с ними не претерпела существенных изменений. На пресс-конференции глава департамента «Газпрома» по маркетингу, переработке и сбыту газа и жидких углеводородов, генеральный директор «Межрегионгаза» Кирилл Селезнев (на снимке) затруднился назвать конкретные объемы газа, предусмотренные для поставок на внутренний рынок по долгосрочным договорам. По его словам, это примерно 70% от общих поставок на рынок и порядка 200 млрд кубометров в год. Ранее сообщалось, что договорами зафиксированы обязательства концерна обеспечить поставки газа в пределах лимитов на 2007 год. Дополнительный газ потребители примерно в равных объемах получают из трех источников: специальные соглашения с «Газпромом» по повышенным ценам, участие в торгах на электронной торговой площадке и несанкционированный (сверхлимитный) отбор, который оплачивается по старым штрафным коэффициентам.
Как сообщил г-н Селезнев, только за пять месяцев потребители (в основном электроэнергетики) взяли у концерна более 3 млрд кубометров газа без подписания договоров. Согласно действующим правилам поставки газа, отобранного таким образом, оплачиваются со штрафными коэффициентами -- 1,5 к регулируемой цене в отопительный период и 1,1 с мая по середину октября. «Газпром» давно борется за пересмотр санкций за потребление газа сверх договорных объемов. И даже записал в долгосрочные контракты, подписанные с промышленными потребителями, более справедливые, на его взгляд, коэффициенты -- 3 и 1,5 соответственно. Но они, как признал г-н Селезнев, так и не заработали -- из-за отсутствия постановления правительства о долгосрочных контрактах и внесения изменений в правила поставки газа. По его словам, работа по доработке этих документов ведется с недавно созданным Минэнерго, но перспективы ее завершения пока неясны.
А в их отсутствие электроэнергетикам проще брать необходимые им объемы и расплачиваться по факту, чем заранее подписывать договоры на дополнительные поставки согласно прошлогоднему постановлению правительства №333. Этот документ позволил «Газпрому» продавать сверхлимитный газ по более высокой цене по сравнению с установленной Федеральной службой по тарифам. Так, в 2008 году концерн может применять наценку в 50% к регулируемой ставке, в первом полугодии 2009-го -- 40%, во втором -- 30%, в первом полугодии 2010-го -- 20%, а во втором -- 10%. По словам г-на Селезнева, в текущем году покупатели подписали с «Межрегионгазом» договоры лишь на 15 млрд кубометров дополнительного газа.
Понятно, что зимой потребителям одинаково выгодно брать газ как по договору, так и без него, а после окончания осенне-зимнего максимума коммерчески оправданно заниматься несанкционированным отбором. Поэтому можно ожидать сохранения темпов безконтрактного потребления, особенно если спрос на электроэнергию будет расти.
Результаты сбыта через электронную торговую площадку наглядно показывают, что, несмотря на многочисленные усилия, проект пока работает со скрипом. «Газпром» пролоббировал увеличение своей квоты на продажу топлива по свободным ценам с 5 млрд кубометров в 2007 году до 7,5 млрд в 2008-м. Столько же приходится на независимых производителей. Но скорее всего продать такие объемы на площадке не удастся. За шесть месяцев торгов реализовано всего 3,5 млрд кубометров, из них «Газпром» продал 2,1 млрд кубометров. В итоге не удалось соблюсти даже принцип мягкого паритета продаж между «Газпромом» и независимыми поставщиками -- согласно постановлению правительства разница между их объемами не должна превышать 15%, а по факту она превысила 30%. Как отметил г-н Селезнев, причинами этого являются «высокий уровень обеспеченности потребителей газом по долгосрочным и годовым договорам, стремление некоторых независимых производителей к увеличению объема поставок газа своим традиционным потребителям, а также тот факт, что сохранились низкие штрафные коэффициенты». Хотя одной из причин стало также ограничение предложения газа, в том числе и со стороны «Газпрома», который во многих торгах просто не участвовал.
Алексей ГРИВАЧ