|
|
N°43, 13 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ты помнишь тот Ванинский порт?
В последнем неприватизированном дальневосточном порту рассчитывают на приход «Русского алюминия»
На Дальнем Востоке к продаже готовится последний из пока еще не приватизированных Ванинский морской торговый порт, расположенный на севере Хабаровского края. Хотя окончательного решения еще нет, по предварительным данным, на продажу будет выставлен не весь госпакет акций (55%) -- инвестор сможет претендовать только на 35%. За Ванинский порт взялись только сегодня, и объясняется это тем, что администрация Хабаровского края до последнего пыталась избежать ухода порта из-под контроля местных властей.
По мнению руководства порта, дальнейшее сохранение статуса «казенного» порта лишает Ванино возможности нормально развиваться, а в условиях начавшейся после продажи других дальневосточных портов конкуренции, может вообще привести его к экономическому краху. Хотя из собственной прибыли на модернизацию тратится до 250 млн рублей в год, этих денег явно не достаточно.
«Последнее время интерес к нам проявляют достаточно крупные структуры, однако наиболее вероятным претендентом является холдинг «Русский алюминий», -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» генеральный директор ОАО «Ванинский морской торговый порт» Аполлон Шенгелия. То, что менеджмент порта рассчитывает на приход «Русала», не удивительно -- компания активно работает с Ванино, являясь основным грузоотправителем.
«Из всех портов России больше всего алюминия перерабатывает именно Ванино, и переваливаем мы более миллиона тонн импортного глинозема, поступающего к нам, и отправляем за рубеж готовый алюминий, поставляемый после с Братского комбината», -- говорит Аполлон Шенгелия. По его мнению, приход мощного инвестора поможет порту нарастить объемы грузопотока. Уже сегодня Ванинскому порту предлагается дополнительно принять 4,5 млн тонн угля, рассматриваются предложения о перевалке 300 тыс. тонн бокситов и столько же алюминия.
Новые грузы, видимо, входят в комплект по «предпродажной подготовке» порта. Уголь и бокситы ранее шли через порт «Восточный», а теперь грузы перенаправляются в Татарский пролив. В январе 2002 года истекли многие контракты, и новые владельцы портов с заключением очередных не спешат, предпочитая «свои» порты чужим.
Впрочем, к Ванинскому порту присматривается не только «Русский алюминий». Порт имеет неосвоенные территории, пригодные для развития его до уровня порта международного значения. Уже сегодня Балтийская строительная компания «Восток» приступила к возведению угольного терминала в бухте Ванино с пропускной способность 23 млн тонн и сметной стоимостью 150 млн долларов (с учетом расширения пропускной способности ДВЖД). В финансировании стройки порт участия не принимает, но планирует получить свою прибыль с началом его работы в 2005 году. «Лоцманская проводка, узловая собственность, буксиры стоимостью 5 млн долларов -- все это дешевле арендовать у нас, чем создавать на пустом месте», -- говорит г-н Шенгелия. Кроме этого, выделены площади под строительство отдельного рудного терминала. По оценкам ряда экспертов, грузооборот порта в ближайшее время можно будет увеличить до 35--40 млн тонн, что уже само по себе привлекательно для потенциальных покупателей.
Справка: Порт Ванино находится в глубоководной бухте на берегу Татарского пролива (соединяющего Японское и Охотское моря). Геологическое строение дна акватории бухты Ванино разрешает проводить ее углубление для захода и обработки современных крупнотоннажных судов. Ледовая обстановка в бухте позволяет осуществлять круглогодичную навигацию с привлечением в отдельных случаях ледокольного флота. Сегодня при имеющихся мощностях в 12 млн тонн в год на перегрузочных комплексах осуществляется перевалка только 5 млн тонн различных грузов.
Максим ГЛАДКИЙ, Ванино--Хабаровск