|
|
N°105, 17 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проценты от Acer
Поставщики компьютеров не могут правильно поделить между собой российский рынок
Общий объем российского рынка настольных компьютеров -- 1,1 млн в первом квартале этого года, по версии аналитиков IDC. Лидирует DEPO Computers, на втором месте Hewlett-Packard. Замыкает тройку поставщиков итальянско-тайваньская Acer. В оценках объемов продаж настольных компьютеров российские игроки разошлись. «Данные продаж Acer завышены по меньшей мере в три раза», -- утверждает Сергей Эскин, президент DEPO Computers.
Публично отчитаться за первый квартал 2008 года из всех российских и зарубежных игроков рынка десктопов решила только Acer. Третье место (после DEPO и HP) на российском рынке по итогам первого квартала 2008 года в Acer посчитали «выдающимся успехом компании».
Главный повод для гордости -- отгрузка в российскую розницу 51,1 тыс. компьютеров, что составляет 4,5% от общего количества проданных за первый квартал в России десктопов. На первый взгляд, цифры сходятся. Аналитик IDC по рынку персональных компьютеров Зарина Камытбаева сообщила, что, по данным IDC, в первом квартале 2008 года в Россию было поставлено более 2,2 млн персональных компьютеров -- настольных, ноутбуков и серверов. 50% от объема, то есть 1,1 млн штук, заняли настольные компьютеры. 4,5% от этого объема как раз и будут те самые 51,1 тыс. машин от Acer. Но российские игроки с такой оценкой не согласны.
«По нашим данным, в первом квартале всего в розницу было отгружено порядка 75 тыс. штук компьютеров, при этом наша компания отгрузила в торговые сети около 25 тыс. штук», -- возражает Сергей Эскин.
Старший вице-президент компании «Аквариус» (еще один крупный игрок на этом рынке) Владимир Шибанов обращает внимание на то, что ставить знак равенства между отгрузкой в торговые сети и продажами некорректно.
«Не буду подвергать сомнению цифры, озвученные Acer, -- поддерживает его директор по маркетингу Kraftway Татьяна Демьянкова. -- Но отгрузка в торговые сети отнюдь не означает продажу товара, и связано это со многими причинами».
Несмотря на это, в отчеты аналитических агентств попадает цифра отгрузки, а не реальных продаж. Такова обычная практика. В российском представительстве Gartner и не скрывают того, что данные компаний не проверяются. «Вопросы рассылаются компаниям-производителям в подразделения, в ведении которых находятся продажи тех или иных регионов, -- говорит представитель Gartner в России Сергей Дьяченко. -- Локальные сборщики интервьюируются напрямую. Присланные ответы не проверяются -- Gartner важны не цифры после запятой, а тенденции рынка». Каковы эти тенденции на российском рынке, г-н Дьяченко рассказать затруднился.
Но даже в отсутствие достоверной статистики сообщение Acer о собственных успехах выглядит неправдоподобным. По словам руководителя направления настольных систем и серверов Аcer CIS Вячеслава Назарова, «компания продемонстрировала 157-процентный рост на фоне стабильного рынка». Рынок действительно стабилен. Откуда при росте рынка в 3,1--4% берется рост в 157%?
По мнению игроков, калькуляция такова. «Объявленный Acer 157-процентный рост возможен в том случае, если реальные прошлогодние данные продаж Acer значительно меньше, чем были анонсированы», -- говорит президент DEPO Computers Сергей Эскин. Эта гипотеза может быть проверена. По данным Gartner, в первом квартале 2007 года Acer отгрузил 19,97 тыс. десктопов, то есть в два с лишним раза меньше нынешнего. «Но даже в этом случае речи о 51,1 тыс. отгруженных компьютерах идти не может. Так что если прошлогодние данные продаж Acer не были сильно завышены, то цифра в 157% нереальна. На наш взгляд, данные продаж Acer завышены по меньшей мере в три раза», -- резюмирует г-н Эскин.
Между тем причин успешной работы Acer в первом квартале 2008 года, по версии самой компании, две. Во-первых, ориентированная на клиента стратегия. Во-вторых, Acer предлагает «идеально сбалансированные системы, а не коробки с комплектующими». «Это не более чем стандартный рекламно-маркетинговый ход, -- возмущается Татьяна Демьянкова. -- Утверждать, что такие игроки рынка, как НР, Dell, Kraftway, поставляют «коробки с комплектующими», по меньшей мере нелепо».
Теперь Аcer намерена взяться за корпоративных клиентов. По словам Вячеслава Назарова, в ближайших планах компании -- занять существенную долю в этом сегменте. Конкуренты в отношении этих планов тоже проявляют скепсис. «Корпоративный рынок более консервативен, чем розничный, -- говорит Татьяна Демьянкова. -- Он более зрелый, устоявшийся. Поэтому занять ощутимую долю в этом сегменте новым игрокам будет очень сложно. По нашим оценкам, доля компьютеров Kraftway в 2007 году здесь составила около 10%. Драматического роста тоже не ждем, только 4--5%. В розничном сегменте рост будет больше».
Acer, амбициозной и действительно успешной в России компании, через год придется отчитаться за объявленные планы.
Виктория МУСОРИНА, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»