|
|
N°105, 17 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путевка в Авиньон
Объявлены победители конкурса студенческих спектаклей «Твой шанс»
В воскресенье завершился Международный фестиваль студенческих спектаклей. Почти за месяц москвичам показали четыре десятка спектаклей из девяти стран, при этом и отечественные провинциальные театральные вузы не были забыты. Фестиваль был не просто фестивалем, все выступавшие участвовали еще и в конкурсе с немаленьким призом -- лауреаты получали от Союза театральных деятелей право играть свой спектакль на сцене Театрального центра весь следующий сезон и 1 млн руб. для поездки в Авиньон. Чтобы победители студенческого феста посмотрели на главный в мире «взрослый» фест.
Из множества постановок -- заведомо учебных и, наоборот, отчаянно старающихся выглядеть сурово профессиональными -- жюри выбрало спектакль Аллы Сигаловой «Стравинский. Игры», сделанный с третьекурсниками Школы-студии МХАТ. Именно этот курс -- курс Константина Райкина -- и отправится в Авиньон. Сигалова преподает в Школе-студии, вообще-то ориентированной на выпуск драматических актеров, «Основы музыкального театра» -- и результатом ее занятий со студентами вот уже второй раз становятся спектакли. За сделанные с предыдущим курсом «Кармен. Этюды» она получила в этом году спецприз музыкального жюри «Золотой маски»; теперь вот с наградой и «Стравинский. Игры».
Спектакль-лауреат на музыку «Свадебки» и «Весны священной» идет час. Два знаменитых балета разломаны на кусочки и собраны в единый узор, склеек не различить. Сюжет -- вечный сигаловский: явление страсти, невозможность (и ненужность) сопротивления ей. Страсть швыряет людей друг к другу, уплотняет пространство, нагревает воздух. Еще одной музыкой -- помимо Стравинского -- становится акцентированно-тяжелое дыхание артистов: почти рычание, почти хрип. Если говорить о «Стравинском» как о спектакле, а не как об учебном упражнении (да здорово, здорово двигаются актеры, кто же спорит), то возникает четкое ощущение отступления Сигаловой. В «Кармен» -- столь же вызывающей, резкой, почти вульгарной в демонстрации этой самой страсти -- был второй план, очень тонкий и очень нежный. Невиданная раньше у Сигаловой доброта, несколько слов о возможности отступления от истерического края, возможности выживания в аду, устраиваемом людьми друг для друга, -- недаром и Кармен там выживала, отпаивали ее водичкой после того, как герой чуть не придушил. В «Стравинском» -- возвращение старого и однотонного мотива, исчезновение перспективы.
Кроме лучшего спектакля была выбрана лучшая работа сценографа (тут тоже соревновались студенты -- но не с «живыми» спектаклями, а с макетами). Тысячу долларов получила студентка постановочного факультета Школы-студии МХАТ Екатерина Галактионова, представившая себе, как может выглядеть на сцене шекспировская «Буря». А лауреаты среди молодых театральных фотографов и театральных критиков будут объявлены Александром Калягиным осенью -- на ежегодном приеме председателя СТД.
Анна ГОРДЕЕВА