В октябре в Москве состоится второе заседание российско-польской группы по трудным вопросам. Это решение было принято в субботу в Варшаве, где в обновленном составе завершилась первая встреча группы, призванной
содействовать совместному выявлению и изучению проблем прошлого, которые блокируют и затрудняют отношения России и Польши.
Началу работы предшествовал скандал, спровоцированный публикацией газетой «Дзенник» нескольких антироссийских материалов, которые сразу же перепечатал ряд других польских СМИ. В одной из статей, озаглавленной «Историки Кремля фальсифицируют нашу историю», содержалась ссылка на некий якобы подготовленный Москвой документ, в котором перечислены главные российские претензии к Варшаве. В их числе военное преступление поляков, приведшее к гибели десятков тысяч красноармейцев, попавших в плен в ходе польско-советской войны 1919--1920 годов. Еще Польшу якобы назвали «соучастницей развязывания второй мировой войны» и «виновницей ее затягивания». При этом в одной из газетных публикаций утверждалось, будто российский список претензий подготовлен с целью спровоцировать польскую сторону к бойкоту работы группы.
Все это произвело на российских представителей наихудшее впечатление, так как ничего подобного в их домашних заготовках не было. Корреспондент «Времени новостей» ознакомился с российским списком, в котором всего на половине странички были перечислены 14 тем, предлагаемых к обсуждению. Никаких претензий и уж тем более обвинений в адрес Польши там не было и в помине.
Сопредседатель группы и экс-глава МИД Польши профессор Адам Даниэль Ротфельд старался исправить неловкую ситуацию. Публикации «Дзенника» он назвал «неправдивыми» и «единственным существенным негативным элементом встречи». Даже премьер-министр Польши Дональд Туск заметил, что они «не имеют ничего общего с атмосферой и работой совместной группы по трудным вопросам».
Работала группа за закрытыми дверями, но после завершения заседаний журналистам дали возможность поучаствовать в дискуссии с ее участниками. «Прежде всего я бы обратил внимание на хорошую атмосферу и взаимное доверие, которые воцарились в работе группы. Никто не уходил от болезненных вопросов, лежащих тенью на польско-российских отношениях», -- сказал «ВН» профессор Института политических наук Влодзимеж Марчиняк. По его словам, «сразу же заговорили о катынской трагедии, и россияне решительно назвали ее преступлением»: «Уже первое заседание нацелило на выяснение всех его аспектов, чтобы принять по этому вопросу давно ожидаемое политическое решение». В 1940 году в Катыни в Смоленской области и некоторых других районах СССР было расстреляно около 22 тыс. интернированных поляков.
Предложенный обеими делегациями круг тем «очень схож, расхождения небольшие -- может быть, в периодизации». «Часто нас разделяет даже не политический спор, а разный исторический опыт. Мы согласились, что обсуждение спорных вопросов ХХ века не должно оставаться только в нашей памяти, а каким-то образом воплотиться в совместных трудах, доступных каждому россиянину и поляку», -- подчеркнул пан Марчиняк.
Все высшие лица Польши проявили внимание к работе группы. Премьер Туск пришел прямо на ее заседание, а президент Лех Качиньский и глава МИДа Радослав Сикорский приняли обоих сопредседателей. Два российских члена группы -- профессор Инесса Яжборовская и генерал-майор юстиции Александр Третецкий -- от имени Федерации катынских семей были награждены памятными медалями за вклад в распространение правды о Катыни.
«Для работы группы по трудным вопросам очень важна атмосфера отношений между Россией и Польшей. Сейчас политический климат как раз способствует решению сложных и болезненных вопросов, доставшихся нам в наследство от истории. Надо лишь постоянно следить за тем, чтобы подобные вопросы, как мы подчеркнули в итоговом коммюнике, не стали предметом политических игр», -- сказал «ВН» российский сопредседатель группы, ректор МГИМО и академик РАН Анатолий Торкунов. По его мнению, «несмотря на то, что группа не будет подменять собой существующие институты и госструктуры, важными должны стать ее разумные рекомендации, которые, будучи приняты российским и польским обществами, заложат основу для политических решений властей».