Сегодня в Пхеньяне ждут важного китайского гостя -- в северокорейскую столицу прибывает заместитель председателя КНР и один из высших
партийных руководителей Китая Си Цзиньпин. Он обсудит с руководством Северной Кореи ядерные проблемы. Негласный статус 55-летнего политика как будущего партийно-государственного лидера Китая (передача власти в Пекине намечена на 2012--2013 годы) придает этой поездке дополнительную важность.
Китай является главным союзником Северной Кореи,
а шестисторонние переговоры по корейской ядерной проблеме с участием двух Корей, Китая, США, России и Японии проходят в Пекине. Похоже, что корейским атомом Си Цзиньпину придется заниматься и после того, как через четыре года он станет лидером Китая. Ведь все большее число политиков и экспертов ставит под вопрос возможность ликвидацию северокорейского ядерного оружия в близкой перспективе.
Администрация США, старающаяся превратить успех шестисторонних переговоров в главное внешнеполитическое достижение президентства Джорджа Буша, рисует ситуацию в оптимистичных тонах. В северокорейском атомном центре в Енбене продолжается процесс фактического демонтажа ядерных установок. Изучив представленные в мае северокорейцами документы об эксплуатации реактора, американцы пришли к выводу, что в них задокументировано производство примерно 37 кг плутония, а это дает возможность серьезно обсуждать вопросы проверки ядерной деятельности Пхеньяна. Сейчас американцы и северокорейцы решают, что делать с северокорейскими отработанными топливными стержнями, содержащими плутоний.
В Вашингтоне ищут возможность вывести КНДР из списка государств, считающихся пособниками терроризма, таким образом, чтобы удовлетворить наиболее жестких консерваторов и критиков северокорейского режима внутри США. Американцы приняли в прошлом месяце важное решение об оказании КНДР продовольственной помощи в размере 500 тыс. тонн зерна, что также является символом и средством улучшения двусторонних отношений. Втрое -- до 150 тыс. тонн зерна -- квоту своей помощи увеличили и китайцы, что дает шанс избежать массового голода в КНДР.
Наметился прогресс и в диалоге Японии и КНДР. На возобновившихся переговорах в Пекине северокорейцы только что пообещали вновь расследовать обстоятельства похищения японских граждан в 1970-е годы и сотрудничать в расследовании угона в Пхеньян боевиками «Японской Красной армии» японского авиалайнера в 1970 году. Сейчас в ответ на наметившиеся уступки японцы пообещали смягчить санкции -- возможно, вслед за этим Токио перестанет создавать помехи на пути шестисторонних переговоров.
Смягчилась и Южная Корея. Пришедшая к власти в конце 2007 года новая администрация в Сеуле поначалу обусловливала любое сотрудничество с Севером предварительным решением ядерной проблемы и соблюдением прав человека в КНДР. Однако на днях президент Ли Мен Бак одобрил взаимодействие Пхеньяна с США в ядерной области и призвал к «искреннему диалогу». Юг проявил готовность оказать Северу продовольственную помощь -- правда, Пхеньян обижен на Сеул и за помощью пока не обращается.
Однако КНДР пока не собирается сдавать свою единственную козырную карту -- ядерное оружие. Об этом было ясно сказано бывшему послу по корейской проблематике Джеку Притчарду на днях в Пхеньяне (обнародование этой информации вызвало весьма нервную реакцию госдепа). Похоже, что успехи на переговорах сделали Северную Корею даже менее уступчивой. Отказ от ядерного оружия -- дело далекой перспективы и того времени, когда статус и безопасность КНДР не будет вызывать у ее правящей элиты никаких сомнений. Ныне же мировое сообщество ведет переговоры с де-факто ядерным государством. Выбор только в том, будет ли это государство чувствовать себя загнанным в угол и озлобленным или мирный диалог и взаимные уступки продолжатся.
Примирится ли нынешняя американская администрация с тем, что до конца срока ее полномочий (официально Джордж Буш освобождает президентский пост в январе 2009 года) не удастся решить задачу «полной, необратимой и проверяемой» ликвидации ядерного потенциала Северной Кореи? В случае победы республиканца Джона Маккейна, скорее всего, произойдет откат назад, американский подход ужесточится, возможно даже временное прекращение переговоров. Если же у власти окажется демократ Барак Обама, можно ожидать реализации звучащих ныне из окружения кандидата обещаний продолжения и расширения переговорного процесса. Возможно также включение в мандат шестисторонних переговоров темы северокорейских баллистических ракет.
Демократический истеблишмент и внешнеполитические советники Обамы с симпатией относятся и к идее создания многосторонней структуры безопасности и сотрудничества в Северо-Восточной Азии. Но проигравшие республиканцы наверняка будут постоянно критиковать президента-демократа за «уступчивость», связывая ему руки. Свобода маневра будет обеспечена, если политический курс на ликвидацию корейской ядерной угрозы и нормализацию отношений с КНДР обретет в США надпартийный характер.
Возникает вопрос и о том, что может прийти на смену соглашению о перемирии, подписанному в 1953 году США, китайскими военными и КНДР. Администрация Буша настаивает на решении проблемы с участием трех участников давнего конфликта с подключением Южной Кореи, оставив за бортом Японию и Россию. Однако Пекин давно нормализовал отношения с бывшими противниками в Вашингтоне и Сеуле, поэтому неясно, какие обязательства должен взять Китай. Отношения же между Севером и Югом Кореи -- это отдельный большой вопрос, не сводимый к механической замене перемирия новым документом.
Скорее, надо заняться заключением соглашения между еще не примирившимися участниками давнего конфликта -- США и КНДР. Этот документ должен включать согласие северокорейцев на полный отказ от ядерной программы, нормализацию отношений, обсуждение проблем оружия массового уничтожения в Корее и других вопросов, включая создание многостороннего регионального механизма мира и сотрудничества. Пекин, Москва, Токио и Сеул должны «благословить» это соглашение, возможно, приняв специальный документ, обусловливающий их права и обязанности в новой исторической ситуации.
История дает возможность урегулирования конфликта в Корее и вывода КНДР из изоляции. Конечно, в случае победы на выборах в США демократа Барака Обамы шансов на успех будет больше. В конечном итоге можно даже добиться от Северной Кореи отказа от ядерного оружия. Правда, одного президентского срока на это может не хватить. В целом же всем международным посредникам следует проявлять больше настойчивости в выработке общего подхода к созданию механизма безопасности и сотрудничества в Северо-Восточной Азии -- напомним, что координировать это направление поручено России.