Время новостей
     N°105, 17 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.06.2008
«Мы вернемся»
Президент Татарстана открыл политическую дискуссию о путинской вертикали власти
Выступление президента Татарстана Минтимера Шаймиева в минувшую субботу на открытии X Всемирного конгресса русской прессы в Казани вызвало бурную реакцию со стороны российского экспертного и политического сообщества. Президент Шаймиев, в частности, высказался за возвращение к прямым выборам глав регионов, отмененным осенью 2004 года: теперь губернаторов утверждают законодательные собрания субъектов федерации по представлению главы государства.

Единоросс Владимир Плигин, который возглавляет в Думе комитет по конституционному законодательству и госстроительству, считает, что к обсуждению этого вопроса можно будет вернуться через четыре года, то есть после окончания нынешнего президентского срока Дмитрия Медведева. Депутат от «Справедливой России» Геннадий Гудков полагает, что ждать так долго не стоит и вернуться к губернаторским выборам можно гораздо скорее. «Вертикаль власти уже в значительной степени исчерпала себя», -- заявил г-н Гудков.

Ожидать подобных откровений по поводу вертикали -- главного фетиша Кремля в минувшие восемь лет -- еще совсем недавно было бы бессмысленно и от депутата, и от президента Татарстана. Эксперты сразу же включились в горячий спор о том, является ли субботнее выступление Минтимера Шаймиева прелюдией к его широко обсуждаемой отставке, знак ли это грядущих либеральных преобразований или сигнал, посылаемый Кремлю региональными элитами, уставшими безропотно уступать федеральному центру полномочия и сферы интересов. Но уже сам по себе факт начала открытой дискуссии по одному из ключевых моментов политики управления федерацией (как ее понимал Владимир Путин) подтверждает предположения о том, что с избранием Дмитрия Медведева у страны появились несколько более широкие возможности для выбора пути развития.

Даже если 71-летний президент Татарстана предварял своим по-настоящему смелым выступлением свой вероятный уход с поста, слова опытнейшего из российских региональных лидеров и одного из столпов федерализма начала 1990-х имеют колоссальный вес. «Унитарная Россия демократической быть не может, -- сформулировал Минтимер Шаймиев свою принципиальную позицию и напомнил своей журналистской аудитории: -- Право на информацию и свободу слова -- важнейшие ценности».

Впрочем, выступление г-на Шаймиева выглядело все-таки отнюдь не лебединой песней, а скорее ответом на вновь усилившиеся на прошлой неделе слухи о грядущей отмене поста президента Татарстана, а вслед за ним и повсюду в республиках РФ -- потому что президент-де в стране может быть только один. Это предположение, высказанное одной из московских газет, было сразу же категорически опровергнуто. В субботу же Минтимер Шаймиев выступил, можно сказать, с программной речью.

Существующий порядок назначения губернаторов напрямую он критиковать не стал, и его призыв вернуть выборы тоже был сформулирован довольно аккуратно: «Я думаю, мы к этому вернемся». Тем не менее он критически отозвался о «лишних людях», которые за последние годы оказались у власти в российских регионах, и заявил, что те политики, которые стремятся сделать Россию унитарной, служат отнюдь не интересам России.

Федеративное устройство президент Татарстана связал с мультиэтничностью страны. Он выразил обеспокоенность ростом «великоросского шовинизма», который приводит к всплескам насилия по отношению к представителям различных этнических общин в российских городах. «Это очень плохой сигнал, добром такие вещи не кончаются», -- заметил Минтимер Шаймиев, предложив разрешать подобные конфликты на самой ранней стадии. Глава Татарстана полагает, что рост числа конфликтов может быть связан с более поздним «зажиганием» самосознания русского народа, в отличие от малых народов, у которых «зажигание» сработало еще в годы перестройки. Это объяснение не избавляет власти страны от необходимости избегать топорных методов работы и «выруливать аккуратно и умело».

В самом Татарстане вопросы межэтнического общежития в целом решены -- это не вызывает сомнения у большинства осведомленных наблюдателей. Поэтому предположения о том, что г-н Шаймиев решил попросту подтвердить свою популярность в глазах местных националистов, лишены оснований: достаточно вспомнить, с какой трибуны выступал президент республики. Его речь скорее еще одно напоминание федеральным политикам о том, что Россия давно перестала быть страной абсолютного доминирования русского большинства, что в ней есть этнические и конфессиональные меньшинства, которые хотели бы видеть страну единой, но готовы добиваться соблюдения своих собственных прав.

В течение довольно длительного времени в амплуа главного «резонера» этой темы выступал молодой президент Чечни Рамзан Кадыров. Одновременно он имел обыкновение просить Владимира Путина остаться на третий президентский срок, и когда этого не случилось, преобразовательский пыл г-на Кадырова несколько угас и вот уже больше месяца ограничивается в основном рамками Чечни. Президент же Татарстана решил, видимо, применить свой опыт «выруливать аккуратно и умело» и со своей стороны предпринял «зондаж» новой кремлевской администрации на предмет границ допустимого. Выяснилось, что эти границы довольно обширны. В прежние времена на татарстанского лидера уже обрушился бы шквал критики, а теперь даже депутаты главной прокремлевской фракции федерального парламента высказываются в том смысле, что обсудить предложение не помешает -- пусть и не сразу, а через четыре года.

Как известно, Владимир Путин, став президентом России в 2000 году, также отнюдь не сразу приступил к реформе государственного устройства. В частности, решение об отмене губернаторских выборов пришлось на начало его второго срока. Депутат Владимир Плигин добавил, что введенный в 2004 году порядок назначения губернаторов позволил решить ряд политических проблем, «связанных с развитием российской государственности». В регионах же хорошо бы обеспечить ротацию элит.

По части ротации элит Татарстан, конечно, не является лидером -- Минтимер Шаймиев возглавляет регион с 1990 года и еще до того занимал руководящие должности в совете министров автономии и обкоме КПСС. Г-н Шаймиев знает, о чем говорит: он трижды избирался президентом, а в 2005 году был утвержден в должности Госсоветом по представлению Владимира Путина. При всей его популярности и авторитете вопрос смены первого лица в Татарстане рано или поздно возникнет неизбежно. Но субботнее выступление татарстанского президента показало, что у региональных политиков «прежнего призыва» еще вполне достаточно энергии и готовности откликаться на текущее изменение ситуации в Москве. Или провоцировать такие изменения.

Иван СУХОВ