|
|
N°141, 06 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Верхувен и пустота
«Невидимка» на экранах Москвы
Сказать, что фильм «Невидимка» (или дословно -- «Человек-пустота») ждали с нетерпением, -- не сказать ничего. Во-первых, это первая лента Пола Верхувена после «Космического десанта». Во-вторых, «Невидимка» не самым лучшим образом прошел в американском прокате, что давало определенного рода надежду: Верхувен опять не пошел на поводу у массового сознания и сотворил нечто вполне авторское. Наконец, в третьих -- тема. На киноэкране человек-невидимка появлялся (вернее, исчезал) великое множество раз, и было очевидно, что из хрестоматийного сюжета автор «Робокопа», «Вспомнить все» и «Основного инстинкта» сможет извлечь нечто совершенно неожиданное.
В том, что смотреть «Невидимку» необходимо в обязательном порядке и бросив все дела, причем именно в кино, на большом экране и с соответствующим звуком, сомнений нет. Это Зрелище. От сцен послойного исчезновения главного героя, гениального изобретателя Себастьяна Кейна (Кевин Бэйкон), когда у человека на глазах исчезает кожа, кровеносные сосуды, мышцы и плоть и наконец скелет, волосы встают дыбом. Да и в финале, когда окончательно распоясавшийся Кейн начинает охотиться на своих недавних коллег, оторваться от экрана нет никакой возможности. Ближе к концу картина вообще превращается в боевик, насыщенный взрывами, погонями и изощренно придуманными трюками (чего стоит хотя бы освобождение главной героини из морозильной камеры с помощью огромного магнита). Но при всех формальных изысках от второй половины можно и устать. Ибо начало настраивает совсем на другой лад. Под сводами сверхсекретных лабораторий разворачивается не просто история невиданного открытия -- там бурлит психологическая драма высочайшей пробы. Кейн сходит с ума не только, да и не столько от негаданно свалившегося на него могущества. Он просто хочет вернуться к любимой женщине -- бывшей жене и коллеге по опытам Линде (Элизабет Шу, очень похожая на Шерон Стоун времен расцвета). И хотя любовь его эксцентрична, эгоистична и временами просто отвратительна -- это все-таки любовь. Настоящее, живое чувство. Потому и невозможно поверить в торопливое превращение Кейна из сложного, выразительного, абсолютно верхувенского характера в привычного монстра, которого уничтожают всеми подручными средствами. Верхувен честно боролся, но в какой-то момент сдался на откуп спецэффектам и действию. Пустоте, поражающей воображение.
«Невидимка» кончается дежурно. Невидимый враг нейтрализован, вокруг дымящейся лаборатории перемигиваются красными и синими огнями неотложки и полицейские фургоны, уцелевших героев выводят из здания под руки. Вряд ли этим все и закончилось на самом деле. В загашнике у Линды наверняка осталась мензурка с заветным эликсиром невидимости. Дайте срок -- и она пустит его в дело. И с криком «Невидима! Невидима и свободна!» вскочит на метлу и полетит громить квартиры критиков, новоявленных Латунских, имевших неосторожность неодобрительно отозваться о новом фильме Пола Верхувена. Непревзойденного, потрясающего, гениального режиссера.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ