Время новостей
     N°43, 13 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.03.2002
Профессор высшей меры
Преподаватель университета инициировал кампанию за возобновление смертной казни
В Московском государственном университете внезапно состоялся свой собственный Гражданский форум. К кремлевскому Гражданскому форуму он не имеет ни малейшего отношения ни по составу организаторов, ни по содержанию. Вчерашнее собрание на Воробьевых горах больше напоминало митинг радикальной оппозиции. Собрались с единственной целью: принять обращение к президенту Путину, чтобы тот наконец разрешил в России смертную казнь. Форум был созван по инициативе декана социологического факультета МГУ Владимира Добренькова, дочь которого недавно была убита вместе со своим молодым человеком. Пережив трагедию, профессор обратился к президенту с письмом, в котором просил восстановить смертную казнь. Владимир Путин, неоднократно высказывавшийся против высшей меры как таковой, на профессорское письмо не ответил, и тогда декан решил прибегнуть к более действенным способам.

Смертная казнь в российском УК формально существует, но не применяется в связи с мораторием, введенным указом Бориса Ельцина. Юридически ее можно будет применять после того, как во всех регионах России будут созданы суды присяжных. Однако, по мнению нынешнего президента, государство не может брать на себя ответственность за убийство убийц. Причем в данном случае Владимир Путин решительно идет против общественного мнения. По всем соцопросам, сограждане к этим его высказываниям относятся более чем прохладно, россияне все еще уверены, что рост преступности можно остановить только ужесточением наказания.

Главный зал первого гуманитарного корпуса МГУ был вчера полон пожилых коллег профессора Добренькова, которые были разбавлены студентами, зашедшими из любопытства или присланными по разнарядке студенческим союзом университета. По крайней мере девушкам, не выдержавшим эмоционального напряжения и покидавшим зал, молодые люди с бейджами «Распорядитель» угрюмо старались внушить, что уходить до окончания несознательно. Эталон сознательности разместился в президиуме: наиболее заметны были Геннадий Зюганов и Сергей Бабурин, а также несколько молодежных вожаков комсомольского вида. Результаты их патриотического творчества присутствовали в виде траурных красно-белых букетов гвоздик и грозных транспарантов: «С кем Вы, президент России, с народом или с Советом Европы?», «Требуем сурового возмездия для убийц, казнокрадов и наркодельцов», «Разрушителей России -- к гражданскому суду!».

Сам организатор, Владимир Добреньков, призывал казнить убийц, насильников и казнокрадов. По мнению социолога, Борис Ельцин, введя мораторий на смертную казнь, принял «сознательное преступное решение». А Владимир Путин, говоря о гуманизме, проявляет лицемерие, как и премьер Михаил Касьянов, объявивший приоритетом внутренней политики охрану частной собственности. При этом на экран за спиной профессора проецировались мрачные слайды со статистическими выкладками неясного происхождения, из которых следовало, что три миллиона женщин в России -- проститутки, что беспризорников -- 4 миллиона, что 40% ВНП контролирует криминал, а «подростки сегодня убивают в 20 раз чаще, чем их родители 20 лет назад». «Народ не поддерживает курс власти, -- кричал социолог. -- Настолько, что 23% наших сограждан готовы взяться за оружие». Поэтому профессор МГУ посоветовал президенту пока не поздно обратиться к Богу -- «чтоб просветил его разум».

Следующие ораторы каждый по-своему поддержали и развили идеи Владимира Добренькова. А параллельно в фойе уже шел сбор подписей под воззванием за смертную казнь. Распорядители демонстрировали уже стоящие под документом автографы людей, гораздо более известных и почитаемых, чем непосредственные участники собрания, -- Жореса Алферова, Александра Калягина, Натальи Дуровой, Юрия Соломина, Станислава Говорухина и т.п. Однако студенты МГУ поддерживать петицию все равно не спешили -- по крайней мере особого ажиотажа у столиков в фойе заметно не было.

Иван СУХОВ