Непризнанная республика Южная Осетия в ночь на воскресенье составила компанию Абхазии, которая вот уже несколько недель остается одной из самых тревожных точек на карте Кавказа. Власти Цхинвали объявили о многочасовом обстреле города из гранатометов и автоматического оружия, который начался незадолго до полуночи и велся несколько часов с разной интенсивностью. В Цхинвали сообщили о пятерых раненых, состояние которых остается тяжелым. Южная Осетия в очередной раз обвинила Грузию в «государственном терроризме» и
стремлении возобновить в зоне конфликта военные действия.
По версии властей Южной Осетии, стреляли со стороны ближайших к городу грузинских сел Эргнети и Никози. Территория непризнанной республики, напомним, населена не только этническими осетинами, но и грузинами, причем большинство грузинских сел признают юрисдикцию Тбилиси. Столица Южной Осетии с трех сторон фактически окружена грузинскими анклавами, что создает ежедневные проблемы с проездом осетинских водителей через грузинские села и наоборот. Чересполосица, кроме того, очень затрудняет выполнение миротворческой миссии: в местах фактического соприкосновения грузинских и осетинских сил зачастую просто нет постов миротворцев, которые могли бы обеспечить надлежащее «разведение сторон».
Помощник командующего Смешанными силами по поддержанию мира в Южной Осетии Владимир Иванов сообщил в воскресенье, что миротворцы и международные наблюдатели не смогли установить, откуда велся ночной обстрел города. Более того, миссия миротворцев, пытавшаяся выяснить обстоятельства случившегося, сама попала под огонь -- г-н Иванов сообщил о «двух пробоинах в машине» и выразился в том смысле, что стрельба по тем, кто призван обеспечивать мир в зоне конфликта, наступлению этого мира отнюдь не способствует.
Кто и куда стрелял в ночь на воскресенье, еще предстоит выяснить. Грузинская сторона утверждает, что огонь ночью, наоборот, велся по Эргнети и Никози со стороны Цхинвали. Это далеко не первый за последние годы эпизод стрельбы на окраинах югоосетинской столицы, которая целиком находится в международно признанной зоне конфликта и подпадает, таким образом, под ответственность миротворческих сил. Каждый эпизод со стрельбой дает грузинской стороне дополнительные основания утверждать, что миротворческая миссия в ее нынешнем формате неэффективна, потому как не способна решать свои прямые задачи. Расследование фактов обстрела редко приводит к внятным результатам: доказательства нередко изымаются с места происшествия югоосетинскими властями под предлогом экспертизы еще до приезда уполномоченных наблюдателей ОБСЕ, которым остается только разводить руками и выражать соболезнования раненым.
Смешанные силы по поддержанию мира в зоне югоосетинского конфликта состоят из трех батальонов -- грузинского, осетинского и российского и подчиняются российскому генералу, который, в свою очередь, подотчетен Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта. До февраля 2008 года СКК являлась единственной международно признанной гражданской инстанцией в зоне противостояния и состояла из четырех сопредседателей -- от Грузии, от России, от самой Южной Осетии и от Северной Осетии. В феврале 2008 года Грузия вышла из СКК, мотивируя это вопиющим неравенством голосов -- один у Тбилиси против трех у Москвы.
Грузинский госминистр по реинтеграции Темури Якобашвили недавно объяснял «Времени новостей», что Тбилиси устроила бы иная конструкция постконфликтного менеджмента, в которую входили бы Россия и Грузия, администрация Цхинвали и власти грузинской части Южной Осетии, а также представители Совета Европы и ОБСЕ. Пока стороны не продвинулись к согласованию нового формата, а паралич старого также сказывается на качестве миротворческой миссии: грузинский батальон, по сути, функционирует отдельно от российского и осетинского, принцип обязательных смешанных постов давно нарушен.
С чьей бы стороны ни был открыт огонь по Цхинвали в ночь на воскресенье, очевидно, что он даст повод для новых грузинских инициатив относительно замены или дополнения миротворческих миссий в Южной Осетии и Абхазии. В зоне грузино-абхазского конфликта согласно мандату СНГ находится около 3 тыс. российских миротворцев. На днях представители администрации контролируемой Грузией части Абхазии обвинили российских военных в фактическом создании несанкционированной военной базы в Очамчирском районе, на которой якобы сконцентрированы бронетехника и гаубицы, не предусмотренные мандатом миротворцев. Минобороны России вчера категорически опроверг эти сведения.