На окраине Леоганга, километрах в десяти от того места, где живет сборная России, есть заброшенная штольня. Сырые узкие коридоры, где местами протиснуться можно только боком, уходят вниз, в темноту. В таком же глубоком подземелье турнирной таблицы группы «D» после первого матча на «Евро-2008» оказалась и сборная России. Победа над чемпионами Европы греками (1:0) лишь позволила команде Гуса Хиддинка понять, что выбраться оттуда возможно. Но чтобы подняться на поверхность, 18 июня нужно обязательно выигрывать и у шведов.
Но для начала сборной России надо было свергнуть с европейского трона Короля Отто -- главного тренера чемпионов континента четырехлетней давности Отто Рехагеля. И сделать это было непросто. Уже на первых минутах из-за очередной ошибки центра российской обороны греки могли открыть счет -- выручил вовремя покинувший ворота Игорь Акинфеев. Видимо, о том ударе, что нанесли по нервам защитников форварды сборной Испании, так сразу забыть нельзя.
«Было интересно узнать, как футболисты отреагируют
на поражение в стартовом матче от сборной Испании», -- довольно улыбался после матча на пресс-конференции Гус Хиддинк. Всем же остальным не менее любопытно было посмотреть, какие выводы сделает тренерский штаб. Они оказались некритичными. Изменений в составе российской сборной было всего два: в центре обороны место Широкова занял Игнашевич, а заменившему Сычева Торбинскому была поручена роль второго форварда. Но корректировки оказались вполне уместными. Наученные испанцами российские защитники не стеснялись при малейшей опасности выносить мяч далеко вперед, а действующий далеко впереди Павлюченко не смотрелся теперь оторванным от остальной команды.
Но главное оружие команды Хиддинка -- это не хитроумные тактические построения. Не зря голландец четыре недели на тренировочных полях нагружал своих футболистов не меньше, чем святая католическая церковь своих рудокопов на принадлежавших ей рудниках Леоганга. Теперь сборная России -- одна из самых бегающих на турнире. Игроки ее, согласно официальной статистике, суммарно покрывают за матч 110,9 км. Больше работают только румыны и шведы -- сборные, в которых средний уровень игроков также не позволяет рассчитывать только на индивидуальное мастерство и вынужденные брать свое командными действиями.
Возрастные греки оказались не готовы к частым перемещениям российских игроков и стали пропускать один укол за другим. Пару раз опасно бил Павлюченко, был настырен Торбинский, а почти каждое подключение в атаку Жиркова заканчивалось потенциально опасным прострелом. В итоге беда к Королю Отто пришла как раз с этого фланга. Прострел российского защитника посчитали потенциально неопасным все, кроме устремившегося к уходящему мячу Семака. Ринувшийся спасать Грецию голкипер Никополидис
(на снимке) не смог помешать скидке на центр штрафной, и Зырянову оставалось только не промахнуться по пустым воротам. «В тот момент все уже выключились из борьбы. Да и я думал, что эпизод отыгран, -- признавался потом в микст-зоне Константин Зырянов. -- Но Семак великолепно себя проявил, отдал голевой пас, и мне оставалось только подставить ногу».
Для того чтобы в последнем матче со шведами Россию устроила ничья, нашей команде необходимо было выигрывать у чемпионов Европы с разницей в четыре мяча. И подобный сценарий не выглядел нереалистичным. Моментов, когда игрокам сборной России оставалось только нанести решающий удар, было с избытком. Один только Павлюченко, будь поудачливее, вполне мог даже догнать Давида Вилью в споре лучших бомбардиров турнира. Но мяч упорно миновал створ ворот Никополидиса, заставляя Гуса Хиддинка в гневе выбегать к боковой линии. «Когда у тебя есть пять-шесть голевых моментов, надо реализовывать хотя бы половину из них. Хотя я, может быть, излишне суров к своим игрокам», -- говорил Хиддинк, поглаживая приз лучшему игроку матча, который он получил для самого расточительного футболиста своей команды Павлюченко.
Греки, впрочем, также были щедры в чужой штрафной, хотя несколько раз и Акинфееву всерьез пришлось вступить в игру. Но чем ближе был финальный свисток, тем менее изобретательно действовали на чужой половине поля подданные Короля Отто, сами уже не веря в то, что его корону можно сохранить. Так что сигнал к окончанию матча команды восприняли без особых эмоций. Намотавшие свою сотню с лишним километров россияне спокойно собирались в центре поля. У только что лишившейся титула Греции эмоций тоже не осталось.
Несколько веков назад на теперь заброшенных рудниках Леоганга добывали серебро. О медалях не менее благородных металлов перед чемпионатом Европы смело мечтали и в России. Теперь надежды болельщиков намного скромнее -- обыграть представителей шведского королевства и выйти в плей-офф. Если все получится, там ее уже ждут подданные короля Нидерландов и множество других претендентов на брошенную греками корону.