|
|
N°43, 13 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Во главу угла
Юрий Лужков хочет видеть магазины в каждом дворе
Столичный мэр Юрий Лужков потребовал от своих подчиненных изменить концепцию развития потребительского рынка Москвы. Вкратце новый лозунг властей можно сформулировать так: в каждый угол -- по магазину. Или, как выразился вчера на заседании столичного правительства сам недолюбливающий иностранные словечки градоначальник, по «корнер-шопу». Только так, считает г-н Лужков, можно сделать потребительский рынок социально ориентированным.
Сами руководители городского департамента потребительского рынка и услуг до вчерашнего дня думали иначе. Первый заместитель главы этого ведомства Ефим Рыбалов, отчитываясь о проделанной работе, даже самоуверенно заявил, что «в обеспечении продовольствием проблем в Москве не существует». И попытался это доказать: только в 2001 году введено в строй около 800 предприятий розничной торговли, товарооборот вырос почти на 8%. И инвестиции в эту отрасль хлынули потоком: только за девять месяцев 2001 года иностранцы вложили 2666,1 млн долларов США, а российские предприниматели более 10 млрд рублей.
Но мэр эти цифры не оценил. И даже назвал работу департамента потребительского рынка и услуг хаотической. «Может быть, она складывается в правильном направлении и может быть, приносит пользу, -- заметил Юрий Лужков, -- но развивается она неорганизованно». Одной из причин этого мэр назвал кадровую проблему: отсутствие в департаменте «ярких личностей, которые могли бы решить проблемы организации сферы услуг», а также «упоение, которое необоснованно разместилось в головах руководителей». Подразумевалось, видимо, что ответственные за потребительский рынок чиновники с упоением закрывали рынки продовольственные (общее количество коих сократилось уже на 79, а из 167 оставшихся до 2005 года 22 будут ликвидированы и 38 реконструированы) и направляли русло цивилизованной торговли в сетевые супермаркеты: «Копейки», «Перекрестки», «Авоськи», «Рамсторы», «Пятерочки» и другие заведения, постоянно открывающиеся в спальных районах. Поскольку мэр Москвы усомнился в том, что скидки и благотворительные мероприятия, которые периодически объявляют владельцы крупных торговых сетей, могут обеспечить должный уровень «социальной направленности». А больше поддержки малоимущим ждать не от кого. Специальные магазины для граждан с низкими доходами в Москве создать пытались. Однако, по данным властей, из 80 помещений, переданных сети «Ветеран», реально торгуют продуктами всего в 27. Поэтому, например, Ефим Рыбалов признался, что существует даже идея использования «автолавок» -- передвижных магазинов, доставляющих дешевые продукты к домам малоимущих граждан.
Но и такое предложение мэра не удовлетворило. Поскольку, по мнению Юрия Лужкова, главная «социальная» проблема московской торговли -- это даже не спецобслуживание пенсионеров, инвалидов и ветеранов, не скидки и льготы, а «дислокация» торговых точек. Социально направленные магазины должны размещаться, как выразился г-н Лужков, в «шаговой доступности» от покупателей. Сам мэр предлагает активнее перенимать передовой зарубежный опыт и строить не только супермаркеты, но и «корнер-шопы» -- «магазины на углу». Концепцию развития потребительского рынка, где подобная идея не прописана, московский градоначальник одобрять отказался и отправил ее на доработку. А чтобы в следующий раз на заседание столичного правительства предоставлялись более подготовленные документы, г-н Лужков посоветовал руководителям профильного департамента не только сделать паузу, но и почему-то обязательно отведать «Твикс».
Ирина БЕЛАШЕВА