|
|
N°43, 13 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Семейный заговор
Зять и внуки хотели вернуть к власти экс-диктатора Бирмы
Военные правители Бирмы (Мьянмы) заявляют, что разоблачили группу заговорщиков, связанную с бывшим диктатором Не Вином. Зять и трое внуков 91-летнего ветерана бирманской политики якобы планировали взять в заложники нынешнего правителя страны Тан Шве в надежде вынудить его передать власть их родственнику. Не Вин пришел к власти в 1962 году в результате путча, но в 1988-м был вынужден уйти под давлением народного протеста.
Бирманские спецслужбы полагают, что четверка родственников архитектора «бирманского пути к социализму» не стремилась получить власть в свои руки, но хотела сформировать марионеточное правительство под руководством престарелого Не Вина. Считается, что заговорщиками двигала прежде всего обида за падение авторитета семьи в политике и бизнесе -- несмотря на статус родичей Не Вина, они все чаще с огорчением наблюдали, как выгодные контракты и сделки достаются безымянным конкурентам. Вместе с примкнувшими к ним военными и полицейскими чинами путчисты хотели осуществить свой план 27 марта -- они думали воспользоваться праздником бирманских вооруженных сил, когда тысячи солдат и вся военная верхушка прибывают в Рангун (Янгон) для участия в параде. Заговорщики надеялись, что поддержавшие их армейских командиры помогут им обезвредить охрану и захватить Тан Шве вместе с командующим армией и главой военной разведки.
Однако путчисты недооценили верность военных правящей хунте. Власти предупредил сознательный командир дивизии, назначивший вышедшим на него заговорщикам встречу в китайском ресторане, где те и были арестованы. Уже отправлены в отставку главком ВВС, шеф полиции и командующий одним из подразделений армии, заподозренные в связях с путчистами из семейства Винов. Однако версия о дерзком семейном заговоре вызвала сомнения у экспертов, предположивших, что аресты и разоблачения стали последствием раскола внутри правящей хунты. По этой версии, Не Вин и его родичи стояли ближе к тем силам, что выступали за гибкий подход к переговорам с лидером демократической оппозиции Аун Сан Су Чжи. Следовательно, разоблачение заговора сыграло на руку прежде всего сторонникам жесткой линии.
Секретные переговоры хунты с находящейся под арестом Су Чжи ведутся с осени 2000 года, но больших результатов они не принесли. За прошедшие полтора года генералы освободили из тюрем около 200 политзаключенных, оставив за решеткой не менее 1,5 тысячи. Разоблачения совпали с приездом в Бирму делегации ЕС, намеренной в самой резкой форме заявить военному режиму о недовольстве медленными темпами возвращения страны к демократии. На этом фоне весьма примечательным выглядит заявление властей о том, что в заговоре родственников Не Вина не участвовали ни зарубежные силы, ни внутренние силы оппозиции во главе с Су Чжи. Официальный Рангун подчеркивает, что разоблачение заговора никак не скажется на планах продолжения переговоров с оппозицией.
Александр ТИМОФЕЕВ