|
|
N°43, 13 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Осталось правильно посчитать
Избирательные участки в Зимбабве закрыли
Вчера Верховный суд Зимбабве отказался продлить время голосования на выборах президента страны еще на один день (второй дополнительный), на чем настаивала оппозиция. Хотя тысячи граждан так и не получили возможности опустить бюллетени, избирательные участки закрылись и начался подсчет голосов.
Ситуация вокруг президентских выборов в Зимбабве накалилась задолго до начала голосования, и то, что обошлось хотя бы без кровопролития, можно считать успешным завершением волеизъявления. Дело в том, что впервые за 22 года независимости в стране появился новый лидер, который решился оспаривать право на власть у бессменного президента, героя освободительного движения Роберта Мугабе. Им стал глава недавно возникшего «Движения за демократические перемены» (ДДП) Морган Тсвангираи. В этой ситуации власти на всю катушку задействовали «административный ресурс» и сделали все возможно для сохранения прежнего режима.
Число иностранных наблюдателей и журналистов сократили до минимума -- всего 560 человек, не считая сотрудников дипломатических миссий, при наличии 4700 избирательных участков. При том многие представители ДДП из-за бюрократических проволочек так и не смогли вовремя получить статус наблюдателей. Заметим, что у членов правящей партии ЗАНУ-ПФ таких проблем не было.
Буквально накануне голосования произошло перераспределение избирательных участков -- их число увеличили в сельской местности, где ЗАНУ-ПФ имеет больше сторонников, и почти вдвое сократили в городах, которые считаются опорой ДДП. В результате в Хараре, Буловайо и других крупных центрах люди терпеливо ждали иногда по 12--14 часов, чтобы опустить бюллетени.
Кроме того, в Хараре вопреки протестам ДДП одновременно избирали мэра и депутатов городской думы. Заполнять приходилось сразу три бюллетеня. Для людей не особо грамотных это представляло дополнительную сложность. В результате может вырасти число испорченных бюллетеней. Напомним, что столица -- главная база оппозиции, и потерянные там голоса -- это голоса «Движения за демократические перемены». Да и подсчет голосов ведет комиссия из государственных чиновников.
Кто окажется победителем, вопрос, конечно, интересный. Но гораздо интереснее, как поведет себя побежденная сторона. ЗАНУ-ПФ вроде бы официально объявила, что не станет оспаривать официальные результаты, но при этом абсолютно уверена в собственной победе и уже объявила о лидерстве Роберта Мугабе. А высокопоставленный деятель ЗАНУ-ПФ Дидимус Мутаса сказал, что приход Моргана Тсвангираи к руководству государством «абсолютно неприемлем». Чуть раньше аналогичное по смыслу совместное заявление сделали представители вооруженных сил и всех других силовых структур. Многие считают, что если Роберт Мугабе все-таки проиграет, то он пойдет на военный переворот. Во всяком случае элитные армейские подразделения приведены в состояние повышенной боевой готовности. Верхушке оппозиции уже предъявлены обвинения в государственной измене.
ДДП же уверено: его преимущество столь значительно, что полностью подтасовать результаты просто невозможно. В частных беседах оппозиционеры говорят, что победа ЗАНУ-ПФ неизбежно приведет к взрыву народного недовольства. Притом на вопрос, будет ли этот взрыв стихийным или организованным, ответа не последовало.Генерал Сассу-Нгессо себя узаконил
Нынешний руководитель Республики Конго Дени Сассу-Нгессо одержал победу на президентских выборах. Генерал Сассу-Нгессо фактически не имел реальных соперников. Двум его серьезным конкурентам отказали в праве сражаться за пост главы государства. А третий кандидат, бывший премьер-министр Андре Милонго, в самый последний момент сам выбыл из борьбы, сославшись на нечестную игру властей. Оппозиция призвала своих сторонников бойкотировать голосование. И основная масса населения проявила к нему явную апатию. Дени Сассу-Нгессо заявил, что «удивлен таким оборотом событий, но не огорчен». Огорчаться ему вроде бы действительно ни к чему. Ведь он автоматически получил мандат на правление страной и теперь считается ее легитимным лидером. Он много лет правил Конго как военный диктатор, захватив силой, под внутренним и внешним давлением был вынужден в 1992 году провести первые свободные многопартийные выборы, которые проиграл. Руководителем страны стал Паскаль Лиссуба. Однако конголезская демократия оказалась недолгой. В 1997 году в богатом нефтью центральноафриканском государстве вспыхивает короткая, но кровопролитная гражданская война. Отряды личной армии Дени Сассу-Нгессо при помощи ангольских регулярных частей после жестоких боев берут штурмом столицу Браззавиль. Паскаль Лиссуба бежит за границу. В результате генерал Сассу-Нгессо вторично становится конголезским правителем. Причем в Африке, где клялись больше не признавать перевороты и тех, кто их устраивает, по этому поводу стыдливо промолчали. Теперь же Дени Сассу-Нгессо может ссылаться на то, что находится в президентском кресле совершенно законно.
Игорь ТАРУТИН, Хараре