Еще никогда в Польше не поднималась такая противоречивая буря вокруг книги задолго до ее выхода в свет. Речь идет об издании польского Института национальной памяти, в недрах которого хранятся все архивы МВД и спецслужб социалистической Польши. Два историка из этого института, который в народе называют «политической полицией»,
собрали компромат на самого известного из живущих поляков -- Леха Валенсу.
Суть основанной на архивных материалах публикации проста: основатель «Солидарности» и ниспровергатель коммунизма еще в 1970 году был завербован службами безопасности и в течение шести лет сотрудничал с ними под псевдонимом «Болек». Валенса заранее объявил публикацию ложью и фальсификацией, заявив, что будет требовать от авторов через суд миллион евро. О причинах появления книги экс-президент Польши рассказал в интервью «Времени новостей» (см. номер от 20 мая).
Вокруг еще неопубликованной книги в Польше разгорелась всеобщая дискуссия, в которой каждый по-своему оценивает будущую публикацию: опровержение мифа, раздувание ненависти, политическая ревность, уничтожение авторитета, разоблачение неприкасаемых... Вначале спор опирался на слухи и утечки, ибо официальная презентация нашумевшего издания назначена на 23 июня. Но вчера оба автора -- Славомир Ценцкевич и Петр Гонтарчик -- начали представлять свою книгу «СБ и Лех Валенса. Дополнение к биографии» в польской печати, а на интернет-сайтах появились ее обширные фрагменты.
Изучив учетные материалы спецслужб, авторы подтверждают факт регистрации Леха Валенсы под номером 12535 в III отделе службы безопасности (СБ) в Гданьске как секретного сотрудника под псевдонимом «Болек» в 1970--1976 годы. Причем уточняется, что данный агент работал на Гданьской судоверфи. Из книги следует, что «Болек» являлся активным сотрудником, доставлявшим ценную информацию о деструктивной деятельности некоторых рабочих. Приводятся записки курировавших его офицеров служб безопасности о том, что на основе этих информаций было заведено несколько дел, а «Болек» получил за свои старания 13 100 злотых. Причем он принимал вознаграждение очень охотно.
Авторы отыскали несколько доносов «Болека», которые свидетельствовали о нем как об агенте, проявляющем много собственной инициативы в распознавании «источников опасности». Так под колпаком СБ оказались 24 работника верфи, многие из которых были впоследствии репрессированы. Отмечается также, что как член забастовочного комитета «Болек» пользовался доверием в коллективе. А если он не знал фамилий «враждебных стране» лиц, то тщательно их описывал, указывая внешние данные и место проживания.
Сотрудничество «Болека» с СБ, как отмечали его кураторы, начало хромать в 1974 году, когда ситуация на верфи стабилизировалась. Агент объяснял, что ничего на предприятии не делается, да и времени нет. В конце концов такая инертность привела «Болека» к «исключению из действующей агентурной сети» 19 июня 1976 года «по причине нежелания сотрудничать».
Критики Валенсы, признавая его заслуги как символа порыва к свободе и сокрушения коммунизма, считают еще более важной, чем фрагменты книги о начале 1970-х годов, информацию о его президентском периоде. Экс-президента Валенсу обвиняют в том, что он тогда избавился от компрометирующих его документов. Вчера Валенса подтвердил, что одалживал и просматривал касавшиеся его архивные документы, но опроверг, что какие-то из них удалил.
Подготовка книги к печати вновь резко обострила отношения Валенсы и его бывшего соратника, а ныне президента Леха Качиньского. Неделю назад в обширном интервью действующий президент заявил, что Лех Валенса -- это и есть «Болек». За эти слова экс-президент намерен довести дело до суда и отставки Леха Качиньского. Поскольку президент своих слов назад не взял, вчера Валенса в радиоинтервью назвал Качиньского «негодяем» и «лицемером», уточнив, правда, что оценивает его поведение как человека, а не как президента.