Время новостей
     N°103, 11 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.06.2008
Добро пожаловаться
Президент согласился «поработать» над соблюдением прав осужденных и потерпевших
Дмитрий Медведев, как и его предшественник на президентском посту, подчеркнуто демонстрирует готовность власти сотрудничать с правозащитным сообществом в решении весьма болезненных проблем, и в частности тех, что касаются прав заключенных в России. Вчера глава государства подписал принятый в мае обеими палатами парламента закон об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Согласно этому документу Общественная палата России получает механизм контроля за содержанием граждан в тюрьмах, СИЗО и прочих местах принудительного содержания. В частности, ОП по представлению общественных объединений формирует в каждом регионе общественные наблюдательные комиссии. Закон регулирует порядок формирования общественных наблюдательных комиссий, вопросы приостановления и прекращения их деятельности, устанавливает требования к их членам, их полномочия, основания приостановления и прекращения их полномочий, а также порядок и формы содействия общественных объединений лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Второй акт, о подписании которого президентом вчера объявил Кремль, -- изменения в конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Эти изменения определяют порядок взаимодействия омбудсмена с Общественной палатой и общественными наблюдательными комиссиями в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

О подписании обоих документов было объявлено после того, как Дмитрий Медведев принял в своей резиденции в Горках уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина. Омбудсмен привез президенту своего рода обзор состояния отечественной пенитенциарной системы, составленный исключительно по жалобам, поступающим в аппарат уполномоченного. Г-н Лукин сразу предупредил, что документ, объединяющий жалобы, поступающие как непосредственно от заключенных, так и от региональных правозащитных организаций, получился «немаленький». Но г-на Медведева объем не смутил -- он признал, что «действительно, есть проблемы в системе исполнения наказаний», и легко согласился с необходимостью преобразований жизни за колючей проволокой, которые, по его мнению, должны выражаться в поиске «новых правовых подходов и нового финансирования».

Примечательно, что официальный правозащитник появился в президентской резиденции вскоре после того, как свою оценку российской пенитенциарной системы обнародовали правозащитники западные -- по традиции она была выдержана в негативных тонах. В частности, неправительственная организация Amnesty International в своем ежегодном докладе ставила в вину российским властям неспособность до конца искоренить пытки заключенных. И косвенным подтверждением того, что обращение с зэками в России отнюдь не является деликатным, стал недавний случай в колонии №1 города Копейска Челябинской области, где четверо нарушителей режима угодили в медсанчасть и одновременно скоропостижно скончались.

Публично спорить с зарубежными правозащитниками и обвинять их в предвзятости, как это делает, например, член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена, г-н Медведев не стал. Он согласился с утверждением Владимира Лукина о том, что, несмотря на определенный прогресс в российской пенитенциарной системе, «постоянно оттуда что-то доносится, и это что-то не всегда хорошее». «Наша система еще далека от требований современности, от того вида, который она имеет в развитых государствах», -- посетовал Дмитрий Медведев, сообщив, что и в администрацию президента приходит немало жалоб на положение заключенных.

Призыв «еще поработать» над либерализацией системы исполнения наказаний, озвученный вчера г-ном Медведевым, был услышан и независимыми правозащитниками. Правда, для них такое заявление не стало неожиданным -- не скупился на подобные заявления в бытность свою президентом и Владимир Путин. По словам руководителя Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерия Абрамкина, г-н Путин не стеснялся получать информацию о проблемах пенитенциарной системы по неофициальным каналам. И через президентский Совет по правам человека и содействию развитию институтов гражданского общества правозащитникам удавалось донести до главы государства то, о чем предпочитали не распространяться руководители ФСИН. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Абрамкин отметил, что именно так удалось реализовать идею общественного контроля в местах лишения свободы. Однако коренного перелома не произошло, о чем свидетельствуют регулярные ЧП в исправительно-трудовых колониях. И потому Владимир Лукин решил подготовить обзорный доклад. «Он начал над ним работать несколько месяцев назад, мы тоже передавали уполномоченному информацию о состоянии дел в детских колониях, -- рассказал Валерий Абрамкин. -- Поначалу Лукин собирался даже устроить парламентские слушания, но хорошо, что его доклад попал и к президенту».

Владимир Лукин одновременно представил президенту и еще один доклад, и касался он проблем с обеспечением прав диаметрально противоположной категории граждан -- потерпевших. Омбудсмен считает, что права граждан, участвующих в уголовных процессах в качестве потерпевших, не настолько гарантированы государством, как права их обидчиков, обвиняемых. В аппарате уполномоченного наряду с обзорным докладом сформулировали и несколько поправок в закон, которые позволили бы гражданам чувствовать себя увереннее, а своих близких -- защищенными государством. Г-н Лукин попросил президента организовать обсуждение поправок «с участием лиц, которые имеют к этому отношение», дав при этом понять, что держаться за каждую букву в своих предложениях не намерен. Судя по всему, такое обсуждение вскоре состоится -- юрист по образованию, Дмитрий Медведев признал, что «добиться по-настоящему справедливого рассмотрения, прежде всего уголовных дел, в суде можно только в том случае, если права потерпевшего гарантированы, если он не подвергается давлению, если он не боится свидетельствовать на следствии и в суде».

Вообще «наша система защиты прав только становится на прочную основу, и судебная система развивается», считает глава государства. И именно в силу этой незавершенности и отсутствия «проверенной веками судебной системы» г-н Медведев согласен, во всяком случае пока, с регулярными порками, которые устраивает правительству России Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Президент был вынужден констатировать, что именно наша страна является лидером по числу жалоб в Страсбурге. «В ряде государств нужно пройти огромное количество инстанций, прежде чем добраться до Европейского суда», -- продемонстрировал президент знание предмета, не упомянув, впрочем, что и от граждан России в Страсбурге принимают документы, когда исчерпаны все возможности добиться юридической справедливости на родине. Но, не отрицая права соотечественников обращаться в ЕСПЧ, глава государства все же выразил надежду на то, что в России появится механизм, способный «компромиссным образом решать вопросы до Европейского суда». Дмитрий Медведев дал понять, что в этом вопросе рассчитывает на Владимира Лукина, поскольку «роль института уполномоченного здесь могла бы быть востребована».

Иван ГОРДЕЕВ
//  читайте тему  //  Судебная система России