|
|
N°42, 12 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Банки оправдывают себя
«Ростар» увеличивает инвестиции в производство алюминиевой тары после повышения импортных пошлин
В 2001 году российский рынок алюминиевых банок для напитков вырос на 106%. В нынешнем рост продолжится: годовая потребность отечественных производителей напитков в алюминиевой упаковке прогнозируется на уровне 2 млрд штук. Причем спрос полностью удовлетворят российские заводы по производству алюминиевой тары. Это стало возможным благодаря протекционистским действиям правительства, повысившего с 1 января импортные таможенные пошлины на алюминиевые банки. Теперь говорят о том, что отечественные заводы по производству тары начнут поднимать цены на свою продукцию. Но сами производители банок заверяют, что этого не произойдет. Ситуацию комментирует Павел УЛЬЯНОВ, генеральный директор компании «Ростар», которая является ведущим национальным производителем алюминиевой упаковки.
-- С января 2002 года в России действует новая ввозная пошлина на алюминиевые банки, делающая импорт экономически нецелесообразным. Правительство, таким образом, сделало свой выбор в пользу российских производителей. Это понравилось не всем: сегодня активно тиражируется мнение о том, что это решение ударит и по производителям пива, и по бюджету, и по потребителю...
-- На наш взгляд, все обстоит как раз наоборот. Решение правительства в целом положительно отразится на развитии производства внутри страны и при этом не приведет к повышению стоимости конечного продукта -- напитков, разлитых в банки. Российские производители алюминиевых банок 15 февраля официально заявили о том, что они не только не будут повышать цены в 2002 году, но и планируют в дальнейшем плавное понижение цен, дополнительные вложения в новые производственные мощности и популяризацию пива в банках.
Увеличение ввозных пошлин, на наш взгляд, -- это элемент стратегического подхода правительства в решении долгосрочных задач развития отечественной индустрии. Это системная, долгосрочная мера: повышение ставок на импорт алюминиевых банок позволило создать в отрасли благоприятный инвестиционный климат и обеспечить эффективную конкурентную среду на этом рынке в будущем.
-- Российские производители совсем недавно вышли на первые роли на этом рынке, и проблемы инвестиционного климата не существовало -- не было того самого сегмента рынка, который надо было бы стимулировать. Вы считаете, он уже достаточно развит для подобных протекционистских мер?
-- Безусловно. В 1997 году баночное пиво занимало 10% российского рынка, и это было в основном импортное пиво. Что понятно: ввозить пиво в банках в два раза дешевле, чем в бутылках. После кризиса импортное пиво стало почти недоступно. Про банку на какое-то время наш потребитель вообще забыл. Но мы верили в потенциал этого вида упаковки.
Первый в России завод по производству алюминиевых банок в Дмитрове «Ростар» запустил в 1998 году. Почти сразу же построила свой завод в Наро-Фоминске компания «Рексам». Совокупная проектная мощность этих двух предприятий -- более 3 млрд банок в год. В строительство заводов на территории страны российские производители банок в общей сложности инвестировали более 200 млн долл.
На момент строительства заводов «Ростар» и «Рексам» стоимость ввозимой в страну алюминиевой банки емкостью 0,33 литра составляла до 16 центов без НДС за штуку. После ввода нашего завода она сразу упала до 9,8 цента. Между тем к началу работы первого завода спрос на алюминиевые банки в России составлял всего 300 млн штук в год, и запуск второго мощного предприятия в начале 1999 года пивовары назвали лучшей шуткой года. Пивоваренные компании тогда не верили в перспективу банки на российском рынке. Но мы смогли изменить ситуацию.
-- Благодаря в том числе и памятной всем телевизионной рекламной кампании по продвижению алюминиевой банки?
-- Инициированная нами рекламная кампания баночного пива позволила качественно изменить рынок пивной упаковки в России. В течение 2000--2001 годов «Ростар» и «Рексам» вложили в эту кампанию 4 млн долл., в результате чего доля российского пива, разливаемого в банки, увеличилась в 12 раз -- с 0,4% в 1999-м до 5,6% в 2001-м. Многие пивоваренные компании восстановили розлив пива в банки. На «Красном Востоке» заработала линия, законсервированная во время кризиса 1998 года. «Балтика», «Ярпиво», другие производители установили несколько новых мощных линий. Причем рост производства шел не за счет «оттягивания» потребителя от традиционного бутылочного пива, а за счет привлечения новых потребителей.
В целом же весь рынок баночной упаковки для напитков в последнее время растет в среднем на 100% ежегодно. Совместные программы с нашими стратегическими партнерами -- Pepsiсo, Happyland, пивоваренными заводами «Вена», «Ярпиво» и «Браво» -- позволили не только значительно увеличить присутствие алюминиевой банки на полках магазинов, супермаркетов, сетей автозаправочных станций, но и существенно расширить ассортимент баночных напитков. Всего же в прошлом году в России было выпито 1,225 млрд банок напитков. В нынешнем этот показатель может достичь 1,9 млрд -- в основном за счет роста производства пива.
-- Вы не хотите делить успех с импортерами алюминиевой тары. Но у польской компании CanPack, как утверждают, банка дешевле.
-- Высокие темпы развития сделали этот рынок привлекательным для импортеров. Особенно для запущенных не так давно заводов Восточной Европы, которым проблематично полностью загрузить свои мощности на стабильном европейском рынке. Для таких иностранных производителей демпинговая политика в целях получения дополнительных заказов в России выгодна и экономически обоснована. Но для отечественного рынка баночных напитков это явно дестабилизирующий фактор. Доказательством может служить история кризиса 1998 года, когда импортеры свернули инвестиционные планы по размещению мощностей в России.
Сегодня на российском рынке присутствует всего один иностранный поставщик банок -- польская СanPack. Ее единственный российский клиент -- пивоваренная компания «Балтика», которая забирает весь объем импортируемых в Россию банок. Все остальные пивовары закупают исключительно продукцию российских заводов, которая вполне конкурентоспособна и по цене, и по качеству.
-- Чем объясняется привлекательность условий, на которых продукция CanPack поставляется на «Балтику»? Корпоративными отношениями между польской фирмой и главным акционером «Балтики» -- крупнейшим международным пивоваренным концерном Carlsberg? Привилегиями по экспорту и налоговыми льготами, предоставляемыми им в Польше? За счет чего полякам выгоден демпинг на российском рынке?
-- Могу сказать, что другие иностранные производители, не имеющие привилегий по налогам, в том числе и польские, не в состоянии сегодня конкурировать с российскими производителями банки даже при минимальных таможенных пошлинах в 20%. Что касается наших отношений с «Балтикой», то мы, безусловно, рассчитываем на сотрудничество с этим уважаемым всеми крупнейшим игроком пивного рынка.
-- Вы сказали, что повышение импортных пошлин на алюминиевые банки улучшает инвестиционный климат. Означает ли это, что уже приняты какие-либо инвестиционные решения?
-- Уже первые два месяца действия новой ставки таможенной пошлины позволили стратегически изменить долгосрочные перспективы развития отечественного рынка. Экономическая его зашита от дестабилизирующих демпинговых вторжений позволила нам начать реализацию инвестиционных планов по расширению производства. Инвестиции в строительство второго завода «Ростар» по производству алюминиевых банок составят 80 млн долл.
В то же время повышение пошлины заставило и импортеров пересмотреть свою политику в отношении России. Это решение правительства вынудило CanPack направить в Россию долгосрочные инвестиции взамен прежней тактики снятия сливок на развивающемся рынке. В январе поляки объявили о планах строительства завода по производству банок в России с планируемым объемом инвестиций 60 млн долл.
Реализация этих инвестиционных проектов позволит России уже в 2003 году иметь не два, а четыре завода по выпуску алюминиевых банок суммарной мощностью 6 млрд штук в год. А производители напитков получат конкурентоспособные предложения по поставкам упаковки. Но, напоминаю, окончательное наше решение (и уж тем более решение компании CanPack) относительно этих инвестиционных проектов полностью зависит от уровня защиты внутреннего рынка. Стабильность таможенно-тарифной политики правительства по отношению к отрасли следует рассматривать как защиту долгосрочных инвестиций в российскую экономику.
Хочу отметить, что российская экономика может получить не только инвестиции. Действующие таможенные пошлины -- это еще и дополнительные поступления в бюджет от производителей упаковки. По расчетам, в течение ближайших шести лет сохранение ставки импортной пошлины на нынешнем уровне обеспечит налоговые поступления в размере более 380 млн долл. Это при условии, что импорта не будет вообще.
Компания «Ростар» (дочерняя структура «Русского алюминия») в 1998 г. первой в России начала производство алюминиевых банок и крышек для напитков в г. Дмитрове (Московская область). Общие инвестиции «Ростар» составили около 80 млн долл. Годовая производственная мощность завода составляет 1,5 млрд банок 0,3 и 0,5 л и 1,5 млрд крышек.
В июле 1999 г. компания TUV (Германия) сертифицировала системы производства, контроля качества продукции и услуг завода «Ростар» на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9002. В ноябре 2001 г. «Ростар» получил сертификат соответствия системе экологического менеджмента ISO 14001, подтвержденный компанией DNV (Дания).
Беседовал Евгений НОСОВ