|
|
N°42, 12 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тревога генералов
Американских ядерных боеголовок хватит на всех
Рассекреченные планы американских ядерных ударов по России не вызвали особого ажиотажа в национальном военном ведомстве. В Министерстве обороны заявляют: «Пока на вооружении армии США имеются ядерные средства поражения, Пентагон обязан заниматься планированием их возможного использования, а мы в свою очередь обязаны быть в постоянной готовности к отражению американского ядерного удара». По словам военных, они не собираются «кидаться срочно копать новые бомбоубежища, но и старые закрывать пока явно рановато». Куда большее оживление вызвало у генералов вчерашнее заявление Сергея Иванова, утверждавшего перед своим визитом в США, что он «ждет разъяснений по этому поводу» от своего американского коллеги Дональда Рамсфелда. Ведь главе Пентагона особо и не придется напрягаться для того, чтобы поставить своего российского визави в столь же неловкое положение. Ему достаточно, к примеру, поинтересоваться у г-на Иванова его оценкой уровня боеготовности российских стратегических ядерных сил, который еще со времен «холодной войны» традиционно высчитывается нашими военными по «суммарному количеству ядерных боевых блоков, реально доставленных на территорию противника» (т.е. по количеству боеголовок, которые долетят до США в случае обмена ядерными ударами).
Тем не менее в приватных беседах высокопоставленные российские военные, участвующие в стратегическом планировании, признаются в том, что действия американцев вызывают в Москве все большие опасения. Если говорить о нынешней ситуации, то беспокойство у генералов вызывают не столько обнародованные подробности американского плана, сколько сам факт появления этой информационной утечки: подобные вещи традиционно используются для мощного психологического давления на потенциального противника (которого вслух, по соображениям политкорректности, можно называть как угодно -- стратегическим партнером или активным участником совместной антитеррористической коалиции). По мнению российских военных специалистов, если рассматривать это вместе с другими последними шагами Вашингтона и его союзников, картина получается удручающая: выход из Договора по ПРО, расширение НАТО на Восток и резкое усиление в конце минувшего года активности Альянса в вопросах ядерного планирования, отказ от юридически обязательного закрепления соглашений о ликвидации ядерных вооружений и т.д. По словам информированного военного источника газеты «Время новостей», «возникает стойкое ощущение, что нас провоцируют, причем именно в тот момент, когда Россия уже фактически приступила к беспрецедентному одностороннему сокращению своих ядерных арсеналов».
То, что провоцируют в данном случае не только Россию, в Москве считают слабым утешением. То, что в планах ядерного удара США фигурируют еще шесть стран -- Ирак, Иран, Северная Корея, Ливия, Китай и Сирия, -- отнюдь не означает, что на нашу долю приходится теперь меньшее количество американских боеголовок. Первые три страны из этого списка и прежде фигурировали в основном документе американских военных, регламентирующем возможное применение ядерного оружия -- Едином сводном операционном плане (ЕСОП). Удар по ним планировалось наносить так называемыми резервными стратегическими силами, которые сейчас придется задействовать еще и на цели на территории Сирии и Ливии. Китай попал в ЕСОП сравнительно недавно -- в связи с директивой Билла Клинтона от ноября 1997 года: варианты ограниченных ядерных ударов (до 50 боеголовок) по его территории предусматривают только уничтожение руководства КНР и стартовых позиций китайских ракет. Все же остальное содержимое американских ядерных арсеналов предназначено ЕСОП исключительно для России. До последнего времени на нашей территории американские военные насчитывали 2260 «жизненно важных целей», разделенных на четыре категории: ядерные объекты (против которых планировалось использовать 1100 боеголовок), обычные вооруженные силы (500 боеголовок), руководство страны (160 боеголовок) и военная промышленность (500 боеголовок). Объявленные Вашингтоном планы предстоящего уменьшения своих ядерных арсеналов до 2200--1700 боеголовок свидетельствуют о том, что целей в России у американцев становится чуть меньше. Что, впрочем, и неудивительно: Москва резко сокращает свои ядерные силы да и армию в целом.
Юрий ГОЛОТЮК