Одна из самых обсуждаемых сделок в энергетике, которую, будучи председателем совета директоров «Газпрома», курировал Дмитрий Медведев, сорвалась. Вчера
«Газпром» и СУЭК сообщили, что остановили переговоры об объединении электроэнергетических и угольных активов, «сконцентрировавшись на реализации собственных стратегий в электроэнергетике». По официальной версии, стороны не смогли договориться о структуре и принципах управления совместным предприятием. Кроме того, стороны посетовали на трудности осуществления «точной и корректной оценки потенциальной рыночной силы компании» в связи с неопределенностью будущего реструктуризированного рынка электроэнергии.
Источники «Времени новостей», знакомые с ходом переговоров, рассказали, что уже после согласования цены активов Андрей Мельниченко и Сергей Попов (паритетно владеют почти 100% акций угольного холдинга) стали намекать «Газпрому» на необходимость доплатить. Причиной стал резкий, почти двукратный, рост экспортных цен на уголь (до 90 долл. за тонну). Таким образом, коммерческая логика возобладала над соображениями развития бизнеса, которыми партнеры руководствовались изначально. Более того, источники, близкие к «Газпрому», жаловались на то, что параллельно с переговорами СУЭК занимался переманиванием менеджеров из электрических «дочек» газовой монополии в свои генерирующие компании. Тем не менее источники, близкие к переговорам, полагают, что развод все же прошел мирно, добавляя многозначительное «пока мирно».
Всего четыре месяца назад (после года переговоров по оценке активов) «Газпром» и СУЭК сообщили, что подписали соглашение, фиксирующее основные условия объединения. Контрольные пакеты ОГК-2 и ОГК-6, принадлежащие газовому монополисту, по обоюдному согласию были признаны равноценными всей СУЭК и эквивалентными 8 млрд долл. Стороны определили принцип распределения мест в совете директоров (пять представителей «Газпрома», четыре человека от акционеров угольной компании и два независимых директора) и даже кандидатуру генерального директора -- нынешнего руководителя СУЭК Владимира Рашевского. Однако споткнулись на обсуждении текста соглашения по английскому праву, которым должны были регулироваться взаимоотношения партнеров, включая принципы корпоративного управления.
Источники, с одной стороны, пеняют на «Газпром», который якобы хотел принимать решения простым большинством голосов в совете. Представители газового монополиста настаивают, что имели гибкую переговорную позицию, а акционеры СУЭК хотели специальных прав по увольнению любого управленца, включая кадры, делегированные «Газпромом».
Собеседники «Времени новостей», знакомые с ходом переговоров, говорили, что акционеры СУЭК были недовольны предложенными условиями. По их словам, гг. Мельниченко и Попов с самого начала рассчитывали получить денежную доплату к 49% в объединенной компании. Но получили только гарантии проведения IPO вскоре после объединения, чтобы, разместив часть акций, совладельцы СУЭК смогли бы капитализировать часть своего пакета. Косвенно это подтвердил Дмитрий Медведев, оперативно комментировавший подписание основных условий: «Я надеюсь, что в конечном счете мы получим еще одну крупную компанию с последующим выходом на IPO и размещением акций по публичной подписке. Это выгодно и для акционеров «Газпрома», в том числе государства, это выгодно и для акционеров СУЭК». По его словам, февральское соглашение -- «результат довольно серьезных объединительных процессов, результат сотрудничества между «Газпромом» и СУЭК, смысл которого заключается в том, что «Газпром» заинтересован в получении дополнительных возможностей угольной энергетики».
«Дочки» «Газпрома» уже отозвали ходатайства о приобретении 50% плюс одна акция СУЭК из Федеральной антимонопольной службы. Но при этом вместо объединения активов компании подписали соглашение о стратегическом партнерстве, предполагающее координацию их стратегических действий в электроэнергетике. «В документе определены направления долгосрочного сотрудничества компаний, в том числе по модернизации и строительству новых современных угольных энергогенерирующих мощностей, осуществлению совместных инвестиций в угольной энергетике, замещению газа и увеличению потребления угля на электростанциях, проработке инновационных проектов в сфере угольной генерации и ряд других», -- говорится в сообщении компаний.
Начальник управления ФАС по контролю и надзору в ТЭК Александр Пироженко заявил «Времени новостей», что служба запросит у «Газпрома» и СУЭК заключенное ими соглашение. «Мы будем изучать документ. Если в нем будет обнаружена скоординированная политика по объемам продаж, по цене, то это, несомненно, сговор. А если это из серии «мы просто будем дружить и обмениваться технологиями», то в этом случае это нельзя квалифицировать как сговор», -- отметил чиновник.