Перспектива продажи германского Postbank, входящего в национальную почтовую группу Deutsche Post, становится все реальнее. Активная стадия этого процесса началась еще в марте. Теперь уже называется цена, за которую почтовый концерн готов уступить финансовый институт его будущему владельцу, -- 10 млрд евро.
Postbank -- один из старейших финансовых институтов Германии. Он был основан в 1909 году, когда в Германии была учреждена система безналичной оплаты почтовыми чеками. На этот вид финансовых услуг имел право каждый гражданин рейха. Сейчас филиалы банка действуют в каждом почтовом отделении на территории Германии, и банковскими служащими, обслуживающими клиентов, являются сами почтовые работники. В настоящее время в Postbank занято 22 тыс. сотрудников плюс к этому 4,5 тыс. внештатных торговых представителей, объединенных в Postbank Finanzberatung -- фирму, оказывающую консультационные услуги. У Postbank 14,5 млн клиентов -- физических и юридических лиц.
Интерфакс напоминает высказанное ранее мнение главы наблюдательного совета Postbank Франка Аппеля, согласно которому банк должен играть активную роль в консолидации банковского сектора. Г-н Аппель не исключал, что акционеры примут решение продать это направление. По мнению большинства аналитиков, покупателем Postbank станет один из германских банков. В последние дни, как отмечают эксперты, ведется активная предпродажная подготовка. Postbank, в частности, удалось выделить в отдельное дочернее предприятие под названием BCB (Betriebs-Center fuer Banken, операционный центр для банков) свой нерентабельный операционный платежный бизнес.
ВСВ осуществляет внутригерманские платежные услуги частных клиентов для трех других германских банков -- Dresdner Bank, HypoVereinsbank и Deutsche Bank. Экономические показатели ВСВ отличаются низким уровнем рентабельности, что вызвано чрезмерно высокой численностью работающих здесь чиновников. По немецким законам их невозможно уволить, должности их сохраняются пожизненно. Это «наследство» от тех времен, когда Deutsche Post была 100-процентным госучреждением. Повысить прибыльность платежных услуг для частных клиентов, которые предлагает ВСВ, в состоянии лишь значительное общее повышение уровня объемов трансакций. Вместе с тем внутригерманский бизнес ограничен довольно узкими рамками. Именно по этой причине, как стало известно, Postbank ищет для ВСВ партнера, осуществляющего международный бизнес.
Одновременно, как сообщает издание германских деловых кругов Handelsblatt, руководство Postbank объявило, что финансовый институт передал Deutsche Bank бизнес по управлению ликвидностью корпоративных клиентов. Похоже, конкурентам удалось договориться о весьма элегантной модели совместного бизнеса. Так, Deutsche Bank оказывает услуги Postbank с помощью своих электронных систем, и почтмейстеры-банкиры таким образом избавляются от необходимости вкладываться в дополнительное техническое обеспечение этого вида сервиса. Deutsche Bank в свою очередь увеличивает объемы услуг по управлению ликвидностью: такие услуги он уже предоставляет для корпоративных клиентов британского Barclays и датского Den Dankes Bank. Однако пока ни Postbank, ни Deutsche Bank не делают в связи с этим далеко идущих заявлений. «По меньшей мере это призвано продемонстрировать -- главное, что оба института в настоящее время вместе», -- приводит Handelsblatt высказывание анонимного аналитика.
Между тем представители профсоюза уже предупредили, что попытаются помешать продаже банка, поскольку она может привести к сокращению рабочих мест. Кроме того, сделку может заблокировать правительство Германии, которому принадлежит 31% Deutsche Post.