Время новостей
     N°102, 10 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.06.2008
Флибустьеры третьего тысячелетия
Неделю назад Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 1816, разрешающую применять оружие против сомалийских пиратов. Резолюция была принята с согласия переходного федерального правительства Сомали. Срок ее действия -- шесть месяцев.

«На данном этапе, -- сказал Абдуллахи Юсуф, президент Сомали, -- своими силами мы решить проблему пиратства не можем».

Это не первая резолюция ООН, которая касается пиратов. Но первая, которая предусматривает жесткие меры против морских разбойников.

Документ разрешает военным кораблям США, Германии, Великобритании, Италии и Голландии, входящим в объединенную эскадру 150, которые патрулируют побережье Сомали, заходить в территориальные воды и использовать «все необходимые средства для пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя». Кстати, побережье Сомали самое протяженное в Африке -- 1880 миль (3000 км).

Резолюция была предложена еще в апреле Францией, США, Великобританией и Панамой, государствами, под флагами которых плавает большая часть торгового флота. Документ был принят после того, как Франция согласилась на требование Индонезии, что действие его будет распространяться лишь на Сомали и не будет рассматриваться как прецедент для применения и в других районах планеты.

Согласно последнему отчету Международного морского бюро (ММБ) в 2007 году число нападений морских разбойников выросло более чем на 10%. Это первый серьезный всплеск пиратства после середины 90-х годов прошлого столетия, когда бандиты стали настоящим бедствием для торгового судоходства в некоторых регионах Мирового океана. В 2007 году современные корсары нападали на корабли 269 раз. Они взяли почти 300 заложников и убили пять человек. За первый квартал 2008 года зафиксировано 49 нападений. Это на 20% больше, чем за тот же период прошлого года. Неоднократно за последнее время попадали в руки пиратов и российские граждане.

Современные морские разбойники мало похожи на пиратов Карибского моря или героев Льюиса Стивенсона. Ушли в прошлое сабли и стреляющие ядрами пушки. Современные морские разбойники вооружены и оснащены по последнему слову военной техники: быстроходными катерами, автоматическим стрелковым оружием и крупнокалиберными пулеметами, ракетными гранатометами, специальными морскими рациями, позволяющими им отслеживать переговоры капитанов кораблей. С героями книг и кинофильмов их объединяет лишь неизменная жажда наживы.

«Романтические иллюзии, сложившиеся у людей о пиратах, -- говорит Сайрэс Моди, аналитик Международного морского бюро, организации, отслеживающей все случаи пиратства, -- не имеют ничего общего с ощущениями, которые испытываешь, когда перед тобой стоит настоящий пират и целится тебе в голову из автомата».

Поскольку главной целью пиратов является выкуп, то с заложниками в большинстве случаев обращаются они вполне терпимо и отпускают после получения денег. Увы, бывают, конечно, и трагические исключения.

В марте филиппинские пираты застрелили капитана яхты и двух членов команды. Затем они выбросили тела за борт, расстреляли двух оставшихся моряков и скрылись на своем катере с награбленной добычей.

Короли хаоса

Вместе с резким ростом пиратства изменилась и его география. Если последние два десятилетия самым опасным для судоходства считался Малаккский пролив (пролив между полуостровом Малакка и о. Суматра, важнейший торговый путь из Европы и Южной Азии в Восточную Азию). Но начиная с прошлого года незавидное лидерство постепенно начало переходить к Африке. На долю Сомали и Нигерии в 2007 году пришлось больше четверти (70) нападений, а в этом году десять из 49. Нигерия и Сомали впервые за 16 лет обогнали Индонезию.

Главной причиной, которая повлияла на то, что воды Сомали стали одними из самых опасных на планете, специалисты считают политическую нестабильность на Африканском Роге. Именно поэтому Совбез ООН и взялся за сомалийских пиратов.

Из-за морских разбойников, нападающих на транспорты с гуманитарной помощью, умирают от голода тысячи сомалийцев. За последние 15 лет население Сомали сократилось в основном из-за голода и болезней почти на миллион человек. В мае после очередного, пятого по счету только за тот месяц, нападения пиратов на корабль, доставлявший продовольствие, глава Мировой продовольственной программы заявил о приостановке поставок. К этому его вынудила не только тревога за безопасность людей, но и отказы капитанов и экипажей приближаться к сомалийским берегам, пока власти не выделят вооруженную охрану.

К таким же мерам ООН пришлось прибегать и в 2006 году после захвата двух судов. Поставки продовольствия тогда были прекращены почти на два месяца.

В Сомали с 1991 года, когда был свергнут диктаторский режим Мохаммеда Сиада Баре, царит хаос и нет эффективного центрального правительства.

После 15 лет кровавой гражданской войны к власти пришли радикалы из «Союза сомалийских исламских судов», которых часто называют сомалийскими талибами. США обвиняют их в связях с «Аль-Каидой» и считают международными террористами. В декабре 2006 года отряды федерального переходного правительства Сомали при помощи эфиопской армии вытеснили исламистов из столицы Могадишо. Однако спокойствия многострадальной стране это не принесло. Достаточно сказать, что в прошлом году столицу покинуло больше половины жителей.

Если о связях сомалийских исламистов с «Аль-Каидой» и об опасениях, что они превратят Сомали во второй Афганистан, можно спорить, то эффективность борьбы исламистов с пиратами отрицать нельзя.

За шесть месяцев правления «Исламских судов» число нападений флибустьеров резко сократилось. Союз объявил пиратство вне закона и в конце августа 2006 года отряды исламистов захватили порт Харадере -- главную базу сомалийских пиратов, городок, расположенный в 400 км к северу от Могадишо.

«Действия пиратов незаконны и противоречат исламу, -- заявил шейх Саид Али, представитель «Союза исламских судов», после прихода к власти. -- Всех, кто будет заниматься пиратством и помогать им, мы накажем по всей строгости законов шариата».

Однако после возврата к власти слабого переходного правительства, удерживающего столицу лишь благодаря военной помощи Эфиопии, все вернулось на круги своя. Власти не могут, а в отдельных случаях и не хотят эффективно бороться с морскими разбойниками. Ничего удивительного, ведь в федеральном правительстве немало бывших лидеров вооруженных банд, которые, говорят, по-прежнему связаны с пиратами.

На контингент войск Африканского союза, который находится в Могадишо, надежды мало. Африканские солдаты в междоусобицы предпочитают не вмешиваться.

Перед тем как принять резолюцию, разрешающую преследовать пиратов в территориальных водах Сомали, послы стран -- членов Совета Безопасности ООН попытались усадить за стол переговоров представителей переходного правительства и оппозицию. Кстати, из соображений безопасности переговоры проходили не в Сомали, а в соседней Республике Джибути. Договориться не удалось.

Корабли или жизнь

Пираты объединены в пять крупных банд, которые иногда действуют совместно. Морские разбои в Сомали да и в других местах являются очень прибыльным бизнесом. Именно это, считают многие специалисты, является главной причиной живучести пиратства. Рядовые пираты зарабатывают от 10 до 30 тыс. долл. в год, по сомалийским меркам целое состояние.

Стратегическое руководство пиратами осуществляют не главари шаек, а богатые спонсоры, живущие в других странах. Львиная доля денег от грабежей достается им. Как только боссы пиратов узнают название корабля, приближающегося к Сомали, они первым делом выясняют, сколько можно заработать на его захвате. Сумма выкупа зависит от многих причин: национальности судовладельца и экипажа, груза, возраста корабля и его состояния и т.д.

Большинство владельцев предпочитает быстро заплатить выкуп. Деньги переводятся через сложную и запутанную систему счетов в банки Найроби, Момбасы или Дубая.

Когда пираты захватывают старые и менее ценные траулеры, в основном китайские и тайваньские, они требуют не деньги, а временное пользование кораблем. Владельцы обещают не сообщать о захвате, после чего судно становится материнским кораблем пиратов. Они отходят подальше от берега, иногда на сотни миль, выслеживают ничего не подозревающие корабли и затем на катерах, находящихся на борту, захватывают их.

Пираты не только хорошо подготовлены, оснащены и вооружены, но и прибегают к хитростям. Они нередко посылают сигналы бедствия, чтобы приблизиться к жертвам. Во время захвата в марте судна под флагом Дубая морские разбойники притворились рыбаками, которые умирают от жажды. Поднявшись на борт, они достали оружие и захватили корабль.

На вырученные от грабежей деньги главари банд вооружают своих головорезов не только новейшим стрелковым оружием и гранатометами, но и самым современным навигационным оборудованием. Самой лакомой добычей у пиратов XXI века считаются суда, перевозящие продовольствие и полезные ископаемые: зерно, железную руду, нефть. Многие шайки активно занимаются и контрабандой -- торгуют людьми, оружием и наркотиками.

Специалистов и моряков тревожит даже не столько частота нападений, сколько мастерство и смелость пиратов. Любопытно проследить за «эволюцией», если можно так выразиться, сомалийского пиратства. Еще пять лет назад капитанам, проводившим корабли из Европы в Азию через Красное море и Аденский залив, советовали не приближаться к берегам Сомали ближе чем на 50 миль. Через пару лет разгул пиратства заставил увеличить «безопасное» расстояние вдвое. Сейчас же даже рекомендованные 200 миль не гарантируют безопасности.

В этом на собственном опыте смогли убедиться 20 апреля 26 членов экипажа испанского траулера Playa de Bakio, ловивших тунца в 217 милях от побережья Сомали. 13 испанских и 13 африканских моряков теперь хорошо знают, что пираты часто действуют с материнских кораблей. Траулер захватили четверо вооруженных АК-47 и гранатометами бандитов на катере. Затем его отбуксировали на юго-восток Пунтланда, полунезависимой северной сомалийской провинции, которая сейчас является главным оплотом морских разбойников.

Испанское правительство отправило в Сомали фрегат с группой военных ныряльщиков, хотя и заявило о готовности вести переговоры. 26 апреля траулер вместе с командой был освобожден. Мадрид отказался сообщать о сумме выкупа, но, по слухам, он составил 1,2 млн долларов.

Среди пиратов кроме боевиков немало и бывших рыбаков, что, кстати, объясняет и их знания в морском деле и кораблях. Многие рыбаки утверждают, что являются чем-то вроде береговой охраны и защищают Сомали от браконьеров.

В это трудно поверить, но некоторая правда в их словах есть. По международным законам исключительные права на рыбную ловлю в 200-мильной зоне принадлежат Сомали. Однако, по данным программы помощи морякам (Seafarers' Assistance Programme), в богатых рыбой прибрежных водах этой страны можно найти до 500 рыболовецких траулеров, плавающих под самыми разными флагами. Европейцы ловят в основном тунца и креветок, рыбаки с Дальнего Востока -- акул ради их плавников. Подавляющее большинство занимается промыслом незаконно.

Специалисты утверждают, что о 10--50% случаев пиратства владельцы подвергшихся нападениям пиратов рыболовецких судов властям не сообщают, предпочитая заплатить выкуп. И пираты, и сами жертвы считают деньги, выплаченные разбойникам, штрафом за браконьерство.

Так что одним из способов борьбы с пиратством является прекращение браконьерства в исключительной экономической зоне Сомали.

Эпизодически та или иная страна рискует на проведение военных операций против пиратов. В последнее время отличились в вооруженной борьбе с пиратами французские командос.

4 апреля 2008 года десять сомалийских пиратов захватили в Аденском заливе роскошную трехмачтовую французскую яхту Le Ponant с 30 членами экипажа (в том числе 22 французами) на борту. 88-метровое судно направлялось в Средиземное море через Красное.

12 апреля после выплаты выкупа в сумме 2 млн долл. яхта и экипаж были освобождены. После этого французские военные выследили пиратов на суше. Снайпер с вертолета повредил двигатель машины, на которой они передвигались. Командос с другого вертолета захватили шестерых пиратов. Уже на следующий день они предстали перед судом в Париже.

И россиянам досталось

Неоднократно страдали от пиратов и российские моряки. 1 февраля 2008 года девять сомалийских пиратов захватили 35-метровый многоцелевой ледовый буксир «Свитцер Корсаков» с шестью членами экипажа (четверо из них -- россияне), который принадлежит датской фирме. Буксир шел из Европы на Дальний Восток. Пираты продержали корабль в ожидании выкупа около порта Эйл в Пунтланде 47 дней. Плен продлился до 18 марта. «Корсаков» с командой отпустили только после получения выкупа -- 700 тыс. долларов.

Разбойники сразу предупредили, что если пленники не будут сопротивляться, то им не сделают ничего плохого. Капитан Колин Дарч, британец по национальности, каждый день вел радиопереговоры с владельцами в Копенгагене. Со стороны пиратов в них участвовал... школьный учитель. Дело в том, что Омад Хасан, 42-летний главарь банды, не говорил по-английски.

На 12-й день плена Дарч сумел связаться по рации с американским патрульным кораблем. Он попросил напасть на пиратов, но американцы не отреагировали. После освобождения ему объяснили, что для штурма, во-первых, нужен приказ сверху, а во-вторых, их жизням не угрожала опасность.

Однако Колин Дарч считает, что действовать нужно было решительнее, и ставит в пример французов.

В плену у сомалийских пиратов в городке Баргаль сейчас находятся еще четверо россиян. 24 мая морские разбойники захватили в Аденском заливе голландское судно Amiya Scan с четырьмя российскими и пятью филиппинскими моряками на борту. Amiya везла детали бурильной установки из кенийского порта Момбаса в румынскую Констанцу.

Российские военные готовы к решительным действиям, но приказа отправляться в Аденский залив не поступало. В Москве опасаются за жизнь заложников и надеются, что удастся договориться с бандитами без стрельбы.

Российские и филиппинские моряки чувствуют себя хорошо. Хозяева из голландской фирмы Reider Shipping заявили, что 700 тыс. евро (1,087 тыс. долл.), которые запросили пираты, слишком большие деньги. Переговоры об освобождении заложников и буксира были прерваны после того, как голландцы предложили заплатить лишь 450 тыс. евро.

Сомалийские власти готовы освободить заложников силой. Пираты пригрозили, что, если корабль попытаются взять штурмом, заложники будут убиты. Голландцы просят сомалийские власти воздержаться от силового решения проблемы.

Абдуллахи Саид О'Нур, мэр городка Эил, попросил голландских владельцев корабля вообще не платить выкуп. Он уверен, что выплата денег только поощряет морских разбойников к дальнейшим действиям.

Пираты с берегов Дуная

Страдают от пиратов не только корабли у берегов далекой Африки. Разбойники на катерах орудуют и в спокойной Европе. Пираты облюбовали Дунай, самую длинную реку Старого Света, протекающую по территории десяти стран. Небезопасным является румынский участок пути. Бандиты пристают безлунными ночами к кораблям, взбираются на борт при помощи крюков и веревок и, забрав ценные вещи, растворяются в темноте.

В Галаце, к примеру, пираты проникли на борт болгарского парома «Петр Берон», перевозившего легковые и грузовые машины, в тот самый момент, когда румынские таможенники неожиданно велели всему экипажу и пассажирам сойти на берег.

Бандиты тщательно обыскали все машины, забрали деньги и ценные вещи, прихватили с парома прожектора и тросы и спокойно уплыли на моторных лодках. О незапланированной проверке они, очевидно, узнали, настроившись на частоту радиостанции парома.

Чаще всего румынские пираты орудуют в Сернаводе. Судам, чтобы войти в канал, ведущий к черноморскому порту Констанца, там приходится выстраиваться в колонну.

Морские разбойники действуют даже на юге Франции, куда каждый год приезжают сотни тысяч туристов. Специализируются они на захвате дорогих яхт. Роскошных судов здесь так много, что охраняемых стоянок не хватает. Впрочем, и они не гарантируют сохранности. Попробуй разбери в темноте, кто выходит в море: хозяин яхты или угонщики?

Попав на борт, бандиты первым делом отключают все оборудование, которое могло бы помочь обнаружить их местонахождение. Для управления яхтой они нанимают профессиональных моряков.

Сильно затрудняет борьбу с этим относительно новым для Европы видом преступлений и то, что хозяева зачастую узнают о пропаже лишь спустя несколько месяцев. Большинство проводят на борту дорогих игрушек одну-две недели в году и не нанимают специальных людей присматривать за ними на время своего отсутствия.

Справиться с преступниками своими силами местной полиции не по силам. Приходится подключать Интерпол, в котором имеется специальный морской отдел. Интерполовцам удалось установить маршрут, по которому перегоняют угнанные яхты. Сначала их переправляют на Мальту, где меняют названия и флаги, потом перегоняют на продажу в Черное море.

На Ривьере орудует шайка литовцев. На их счету уже около десятка угонов. Самым громким было похищение из Сен-Тропеза 22-метровой яхты TT of the Seas. Сначала судно стоимостью 1,3 млн евро отогнали в Тунис, где оно стало называться «Марго». Затем привычным маршрутом, через Мальту, его отправили уже под... российским флагом в Черное море. Там, по непроверенной информации, яхта вновь поменяла название -- на «Сьюзи» и сейчас возит нового владельца и его друзей под литовским флагом.

В Амазонии за многочисленные нападения на небольшие суда с туристами и яхты пиратов называют «речными крысами». 5 декабря 2001 года их жертвой стал один из самых известных яхтсменов мира, 53-летний новозеландец сэр Питер Блейк.

Шесть вооруженных бандитов в масках ворвались на его яхту Seamaster, стоявшую на якоре недалеко от порта Макапа в устье Амазонки. Блейк был ранен в сердце и скончался на месте. Пострадали и двое членов его команды, состоявшей из девяти человек. Один получил пулю в спину, второй -- сильный удар прикладом в лицо и остался без глаза.

Пираты поспешно ретировались, прихватив часы моряков, деньги и старенький мотор. Расследование взял под контроль президент Бразилии Кардозо, но найти убийц не удалось.

Кто на новенького?

После наведения порядка в сомалийских водах международное сообщество, не исключено, возьмется за Нигерию. Несмотря на миллиарды долларов от нефти и то обстоятельство, что протяженность береговой линии Нигерии в 3,5 раза короче сомалийской, нигерийское руководство справиться со своими пиратами тоже не может. В Нигерии добычей пиратов являются танкеры с нефтью, по добыче которой эта страна на западном побережье Черного континента занимает одно из первых мест в мире.

Кстати, из-за действий морских разбойников добыча нефти сократилась на треть, и на первое место по добыче «черного золота» в Африке вышла Ангола.

Однако не везде требуются усилия международного сообщества. В Малаккском проливе, много лет считавшемся самым опасным местом для судоходства, малайцы и индонезийцы сумели навести какое-то подобие порядка самостоятельно.

Каждый год по этим водам проходит около 50 тыс. судов. На Малаккский пролив приходится треть всей мировой морской торговли и половина перевезенной морем нефти.

Еще в 2004 году в Малаккском проливе совершались 40% всех нападений пиратов в мире. В 2005 году пираты нападали на корабли 79 раз, в 2006-м -- 50, в прошлом -- 41. В первом квартале этого года там было совершено только четыре нападения, что на пять меньше, чем в первом квартале прошлого года.

Семен УГЛОВ