Время новостей
     N°102, 10 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.06.2008
Аптечная роскошь
Россияне стали выбирать более дорогие лекарства
Несмотря на сезонное замедление темпов роста российского коммерческого рынка лекарств, он все равно остается наиболее динамично развивающимся сегментом торговли. Причем увеличивается как стоимость непосредственно медикаментов, продающихся в аптеках, так и биологически активных добавок и всевозможных сопутствующих товаров. Такой вывод делают специалисты в области фармацевтического маркетинга из компании DSM Group, на днях опубликовавшие результаты своих измерений за первое полугодие 2008 года.

По их данным, объем коммерческого рынка лекарств на данный момент никак не меньше 14,3 млрд руб., если считать те цены, по которым закупают препараты аптеки. Это на 22,8% больше уровня конца весны 2007 года. Даже апрельское падение объема продаж на 2,6% по сравнению с мартом 2008 года кажется хорошим знаком на фоне аналогичного провала 2007-го -- тогда наступление теплого периода и окончание эпидемии гриппа привело к 6-процентному сокращению аптечных продаж.

Одна из основных причин столь значительного роста -- неизменная тенденция в изменении структуры рынка в сторону увеличения доли дорогостоящих препаратов. Об этом говорит и средняя стоимость упаковки лекарств, которая к концу весны дошла до уровня 42,28 руб. Год назад этот показатель был меньше почти на 4,6%. Реально же лекарства, стоимость упаковки которых ниже 50 руб., сейчас занимают только 19% рынка. 34,9% приходится на группу со стоимостью упаковки от 50 до 150 руб. и 33% -- на те средства, упаковка которых стоит от 150 до 500 руб. Так же выросла и средняя стоимость упаковки дорогих препаратов в сегменте от 500 руб. за упаковку -- теперь она составляет 923 руб. Самые дорогие лекарства занимают 1,3% рынка.

Конечно, увеличение средней стоимости медикаментов в свободной продаже обусловлено не только изменением в структуре потребления, но и банальным ростом цен. Хотя на лекарствах инфляция сказывается значительно меньше, чем на любых других товарах первой необходимости. По данным экспертов, цены на самые популярные средства только за апрель этого года выросли на 4,26%, что дает представление о темпе подорожания в целом. «Производителям лекарств традиционно проще выпустить новый якобы инновационный вид известного препарата и поставить на него более высокую цену, чем поднимать стоимость уже имеющегося на рынке лекарства», -- пояснил «Времени новостей» генеральный директор DSM Group Александр Кузин.

Рейтинг фирм по стоимостному объему продаж сейчас возглавляет отечественная компания «Фармстандарт», на втором месте -- французская Sanofi-Aventis, а на третьем -- немецкая Berlin-Chemie. Надо сказать, что при всей устойчивости позиций «Фармстандарта» его доля снизилась более чем на 1%. Причина -- снижение популярности «Арбидола», ведущего препарата этой компании. Хотя он и остается, как и в прошлом году, абсолютным лидером продаж -- на его долю приходится 1,24% всего аптечного рынка. На втором месте -- «Актовегин» (0,90%), на третьем -- «Эссенциале» (0,84%).

Объем российского рынка БАД сейчас оценивается в 1 млрд руб. (21 млн упаковок), что на 30% больше уровня конца прошлой весны. Средняя стоимость упаковки добавок также увеличилась. При этом количество проданных упаковок за первое полугодие 2008-го, как и в случае с лекарствами, практически полностью соответствует числу упаковок, проданных за тот же период прошлого года. «Желание покупать более дорогие лекарства связано, на наш взгляд, только с тем, что у людей стало больше денег, -- уверен г-н Кузин. -- Никаких новостей ни на фармацевтическом рынке, ни вообще в стране не произошло за последние полгода, только вот зарплаты многим повысили».

Галина ПАПЕРНАЯ
//  читайте тему  //  Рынок лекарств