Депутаты Мосгордумы решили не препятствовать мэрии в увеличении ставок транспортного налога с 2009 года. На одном из своих ближайших пленарных заседаний они рассмотрят поправки в соответствующий городской закон, предусматривающие, в частности, что значительной части столичных автовладельцев придется платить за право обладания машиной в 1,5 раза больше, чем сейчас. Вчера бюджетно-финансовая комиссия столичного парламента одобрила повторно внесенный мэрией документ (из-за негативного резонанса в прошлом году градоначальник был вынужден его отозвать), хотя в ходе обсуждения депутаты дали понять, что намерены все же дополнить его своими предложениями.
В мэрии же полагают, что на сей раз соблюден баланс бюджетного аппетита и интересов автовладельцев. Как пояснила вчера руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина, ссылавшаяся на статистические данные, лишь четверть городских легковушек имеет мощность двигателя свыше 125 лошадиных сил. И именно с этого «порога» и будет увеличиваться налоговая ставка. Для всех остальных автомобилистов размер выплат сохранится на нынешнем уровне, не менявшемся, к слову, с 2006 года.
В Москве сохраняется «нулевая» ставка налога на машины мощностью до 70 л.с. Владельцы машин, имеющих под капотом от 70 до 100 л.с. (а это большинство отечественных автомобилей и малолитражные иномарки), будут по-прежнему платить 7 руб. за каждую лошадиную силу. Решили в мэрии не огорчать и автомобилистов, передвигающихся на машинах мощностью от 100 до 125 л.с., -- для них хотят ввести новую категорию со старой ставкой, 20 руб. за л.с. А дальше уже начинается полуторакратный рост, сравнимый, как уверяют в департаменте экономической политики и развития, с ростом средних зарплат в городе за прошедшие с предыдущего повышения ставок годы.
Причем г-жа Оглоблина полагает, что цифры в 75 или 150 руб. за каждую «лошадь» не сильно отпугнут москвичей, предпочитающих мощные авто. Чиновник отметила, что и раньше ставка налога на машины мощностью свыше 200 или 250 л.с. в несколько раз превышала ставки для малолитражек, однако это не сдерживало объемы их продаж. Собранная г-жой Оглоблиной статистика показывает, что за последние два года количество машин, которых в мэрии относят к категории мощных, увеличилось в 1,8 раза.
Тенденции мирового автопрома, свидетельствующие о том, что каждый производитель сегодня пытается выжать максимальное количество лошадиных сил из двигателя, фискалами, естественно, не учитывались. Однако депутат-единоросс Александр Крутов, еще в прошлом году выступавший против сугубо арифметического подхода к пересмотру ставок транспортного налога, судя по всему, полагает, что сегодня уже нельзя причислять к мощным автомобили с двигателем, выжимающим свыше 125 л.с. Он призвал чиновников делать более плавным переход из одной налогооблагаемой категории к другой и даже пообещал написать для них формулу, позволяющую избежать «резкого скачка налога при переходе от 125 лошадиных сил к 126». Попенял г-н Крутов чиновникам и на то, что подготовка к изменению ставок не сопровождалась разъяснительной кампанией, вследствие чего большинство автовладельцев отреагировали на законопроект панически, считая, что «он будет для них разорителен».
А между тем документ не только сохраняет почти все имевшиеся льготы, но и вводит ряд новых. Как пояснила Марина Оглоблина, в частности, предполагается установить льготы для ветеранов боевых действий, а также для родителей и опекунов детей-инвалидов. Однако льготы эти будут распространяться не на все виды транспортных средств. Если автомобили в Москве уже давно перестали считаться роскошью, то снегоходы, катера и самолеты еще не перешли в категорию обыденных средств передвижения. Поблажек для «малоимущих» по документам владельцев яхт власти делать не готовы.
Чиновники, не желающие терять бюджетные доходы (а по расчетам мэрии, четвертая часть автомобилистов, а также владельцы старых грузовиков и автобусов, для которых вводится повышенный налог за возраст и экологический вред, должны дать рост собираемости налога в 1,4 раза, более чем до 6 млрд руб.), обещают по крайней мере избавить столичных автовладельцев от лишней нервотрепки и споров с фискалами. Законопроект предполагает перенос крайнего срока уплаты транспортного налога с 1 апреля на 1 июля. Предполагается, что эта отсрочка позволит налоговой инспекции получить из ГИБДД данные по машинам, снятым с учета или поставленным на учет в последнем квартале налогового года, и провести перерасчет предъявляемой к оплате суммы.