Банк России уже третий раз с начала года
использует повышение основных ставок денежного рынка для борьбы с инфляцией. В то же время, по мнению руководства ЦБ, эта мера окажет влияние на снижение темпов роста цен лишь через несколько месяцев. Участники рынка не ждут, что действия регулятора вызовут антиинфляционный эффект в этом году.
Прежде ЦБ повышал основные ставки также на 0,25 процентного пункта в феврале и апреле. Согласно вчерашнему решению ставки рефинансирования и по кредиту овернайт выросли до 10,75% годовых, ставка прямого репо сроком на один день -- до 6,75% годовых, на срок семь дней -- 7,25% годовых.
В Банке России не ждут, что эти меры сразу окажут влияние на снижение инфляции. Как заявил вчера Интерфаксу зампред правления ЦБ Константин Корищенко, «меры, связанные с регулированием процентных ставок, не имеют немедленного эффекта. Реальный эффект от подобной меры -- это вопрос нескольких месяцев». По его словам, повышение ключевых ставок -- это антиинфляционная мера, которая отражает готовность ЦБ предпринимать все необходимые шаги, чтобы снизить инфляцию до заданных пределов. Такого мнения придерживается и глава аналитического управления Банка Москвы Кирилл Тремасов. Он говорит, что повышение ставок приведет к замедлению роста денежной массы, однако на снижение инфляции эта мера может повлиять не ранее следующего года.
Замначальника аналитического управления ИК «Ренессанс Капитал» Алексей Моисеев считает, что рост ставок вряд ли может оказать существенное влияние на инфляцию, которая с начала года составила уже 7,7%. Как известно, Минэкономики уже несколько раз в этом году повышало свой прогноз по инфляции, который сейчас составляет 10,5% по итогам года, Всемирный банк ожидает инфляцию в размере 12--14% годовых, МВФ -- 14% годовых. «До тех пор пока у России будет большой, как сейчас, профицит текущего счета, пока из-за высокого притока валютной выручки регулятор проводит интервенции на денежном рынке, ставки не будут работать эффективно в борьбе с инфляцией», -- полагает г-н Моисеев. Лишь при снижении притока иностранной валюты в страну и либерализации валютного курса можно надеяться, что с помощью ставок регулятор сможет управлять инфляцией.
Впрочем, как полагает г-н Тремасов, по капитальным операциям по итогам пяти месяцев скорее всего будет зафиксирован отток капитала, а это значит, давление на денежную массу в этой части будет снижено. «В прошлом году чистый приток капитала составил более 80 млрд долл., -- напоминает г-н Тремасов. -- За это мы расплачиваемся высокой инфляцией в нынешнем году. Поэтому тот факт, что в нынешнем году размер притока капитала окажется ниже, повлияет на рост цен лишь в будущем году».
По мнению г-на Моисеева, большее влияние на снижение темпов роста цен могут оказать действия ЦБ по повышению нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования (ФОР). Как известно, соответствующее решение вступает в силу с 1 июля, в результате чего банки будут обязаны отчислять больше средств на счета в ЦБ, что снизит объем денег в банковской системе. Впрочем, и эта мера не поможет полностью решить проблему опережающего прогнозы роста цен. По мнению участников рынка, инфляция по итогам года может составить 14% годовых. Алексей Моисеев из «Ренессанс Капитала» полагает, однако, что возможно уложиться и в 12% годовых при условии, что в августе--сентябре будет дефляция. По его мнению, причиной этого станет хороший урожай сельскохозяйственной продукции, что снизит на нее цены. Прогноз Банка Москвы по инфляции на этот год пока составляет 12% годовых, однако не исключено, что он будет повышен.