|
|
N°102, 10 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Баку опасается стать Белградом
О чем Алиев и Саркисян договорились в Санкт-Петербурге
Встреча президентов Армении и Азербайджана Сержа Саркисяна (Саргсяна) и Ильхама Алиева, состоявшаяся на днях в рамках неформального саммита СНГ в Санкт-Петербурге, осталась на периферии внимания российских и западных наблюдателей. Между тем по своему значению она выбивается из ряда аналогичных встреч лидеров двух конфликтующих стран. И не только потому, что это первое рандеву после февральских президентских выборов в Армении, в результате которых к власти пришел Серж Саргсян -- третий после Левона Тер-Петросяна и Роберта Кочаряна президент страны.
В отличие от предыдущих встреч нынешние переговоры не оставили впечатления бесполезной попытки найти выход из тупика, в котором уже почти полтора десятка лет находится урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Во всяком случае, такой вывод можно сделать по реакции на встречу двух президентов со стороны их министров иностранных дел и международных посредников из Минской группы ОБСЕ. «Встреча прошла в конструктивной и положительной атмосфере. Президенты решили продолжать переговорный процесс на основе предложений, предоставленных сопредседателями в Мадриде (в ноябре 2007 года во время заседания совета министров ОБСЕ. -- Ред.)», -- заявил американский сопредседатель Минской группы Мэтью Брайза.
Армянская сторона также считает итоги переговоров в Санкт-Петербурге важными. «В ходе ознакомительной встречи стороны представили свои позиции по переговорному процессу и поручили министрам иностранных дел продолжить переговоры в сотрудничестве с сопредседателями Минской группы», -- отметили в пресс-службе президента Армении. Сразу после переговоров Алиева и Саркисяна состоялась встреча глав МИДов Армении и Азербайджана Эдварда Налбандяна и Эльмара Мамедьярова. После этого на пресс-конференции они сообщили, что в конце июня «с учетом графиков президентов и министров иностранных дел» может состояться очередная поездка в регион сопредседателей Минской группы.
По уже сложившейся традиции стороны не раскрывают подробностей армяно-азербайджанских переговоров. Но ни одна из них не опровергает сообщения, что на данном этапе обсуждаются предложения посредников ОБСЕ, связанные с процедурой волеизъявления жителей Нагорного Карабаха относительно его будущего статуса. Еще одна тема -- возможное освобождение оккупированных Арменией азербайджанских территорий, прилегающих к Нагорному Карабаху. Некоторое представление о предложениях можно составить из заявления Мэтью Брайзы. По сообщению азербайджанского информагентства Day.az, американец заявил, что «как только территории будут возвращены в состав Азербайджана, они будут демилитаризованы, там будут размещены международные миротворческие силы, а вооруженные силы Армении уйдут». Американец пообещал, что прекратится то нынешнее «напряженное положение, при котором войска Армении и Азербайджана смотрят друг на друга через минные поля, а в некоторых случаях -- с расстояния в сотню метров».
Вместе с тем Брайза подчеркнул, что соглашения не будет, если оно не будет приемлемым и для Армении: «Я согласен, что для армянского президента будет определенный риск, если он даст согласие на возврат территорий Азербайджану. Также и в Азербайджане существует политический риск, если дать Армении то, что она хочет в обмен на согласие вернуть территории». Он обратил внимание армянской стороны на ряд привлекательных моментов -- таких, как создание коридора между Нагорным Карабахом и Арменией и процедура определения статуса Нагорного Карабаха.
Как считает азербайджанский политолог Вугар Сеилов, предложение ввести международных миротворцев в зону конфликта может оказаться для Баку ловушкой. По его мнению, с подобного шага «западные державы начали постепенно и незаметно для сербов выводить Косово из состава Сербии». Официальной реакции из Баку и Еревана на заявление Мэтью Брайзы пока не поступало.
Аркадий ДУБНОВ