В правительстве Владимира Путина, похоже, намечается первый публичный
конфликт в борьбе за полномочия. Таможенно-тарифное регулирование никак не найдет покровителя в лице федерального министерства. На рассмотрении в Госдуме сейчас находится законопроект о передаче функций таможенно-тарифного регулирования от Минэкономразвития в Министерство финансов. Но со сменой правительства в спор вмешалось обновленное Минпромторговли, которому функции надзора за таможней должны были достаться по наследству от МЭРТ.
В конце минувшей недели заместитель министра экономического развития Андрей Белоусов на форуме в Петербурге озвучил весьма боевую позицию родного ведомства, которое категорически не согласно с таким разделом полномочий.
До недавнего времени Минэкономразвития и торговли было ответственным за таможенно-тарифное регулирование и выработку госполитики в этой области. Но в середине апреля Государственная дума начала рассмотрение законопроекта, который призван вывести таможню из сферы интересов Минэкономразвития и доверить кураторство Минфину. Сама Федеральная таможенная служба также получит большую свободу в проведении таможенной политики. Согласно законопроекту Министерство финансов единолично «осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров», а Минэкономразвития сохраняет за собой право разрабатывать предложения по защитным торговым мерам и регулированию импорта-экспорта. 6 июня законопроект был принят Госдумой во втором чтении.
Ситуация усложнилась с появлением в игре нового участника -- преобразованного Министерства промышленности и торговли. В ближайшие дни ожидается подписание нового регламента Минэкономразвития, закрепляющего передачу Минпромторгу не только слова "торговля" в названии, но и соответствующих этой части функций. Согласно новому регламенту правительства Минпромторговли отойдут функции бывшего МЭРТ по поддержке экспорта, по ярмарочно-выставочной деятельности, проведению антидемпинговых расследований, функции лицензирования товаров при внешнеэкономической деятельности, регулирования внутренней торговли. У Минэкономразвития остаются функции по торгово-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, подготовка межправительственных комиссий, сотрудничество с международными экономическими организациями, торговые представительства за рубежом, а также, как сказал Андрей Белоусов, «пока функции таможенно-тарифной политики». Проект положения, оформляющего этот водораздел, по словам замминистра, уже принят на президиуме правительства.
Более того, уже есть поручение правительства Минэкономразвития к 1 августа представить свои предложения о целесообразности передачи функций таможенно-тарифного регулирования в Минпромторговли. «Лично я считаю категорически нецелесообразным передачу этих функций отраслевому министерству», -- заявил чиновник, ответственный за внешнеэкономический блок министерства.
Его доводы логичны и убедительны: Минпромторговли защищает интересы важной, но все же части экономики -- промышленности, кроме нее существуют еще финансовый сектор, торговля, услуги. Внешнеторговое регулирование затрагивает все эти отрасли, зачастую сталкивая их интересы, -- вряд ли от отраслевого ведомства можно ожидать, что оно ущемит права своих подопечных. Скорее наоборот.
В качестве примера возможных противоречий г-н Белоусов привел импортные пошлины на самолеты. Минпромторговли, которое курирует авиационную промышленность, выступает против снижения импортных пошлин на самолеты и поддержку отечественного авиастроения. Но от этого рискуют пострадать национальные авиаперевозчики -- их могут не пустить в ЕС из-за несоответствия требований самолетов нормам, действующим в Евросоюзе. Сможет ли в этом случае Минпромторговли непредвзято оценить ситуацию? «Должен быть орган, равноудаленный от таких споров», -- заявил замминистра экономического развития. И в Минэкономразвития, видимо, твердо знают, какой это должен быть орган.
Минфин, также напрямую заинтересованный в разрешении ситуации, свою позицию пока не изложил. Скорее всего в этом министерстве полагаются на серьезный аппаратный вес своего начальника Алексея Кудрина, к тому же у Минфина и без того великое множество полномочий, тогда как Минэкономразвития явно теряет свой аппаратный вес.
Пока идет серьезная борьба за стратегическое кураторство над одной из важнейших государственных служб -- таможенной, первый вице-премьер Игорь Шувалов озаботился ее имиджем в глазах простых людей. По его мнению, Россия намного превосходит Евросоюз по количеству сложностей при прохождении таможенного контроля на границе. Здесь есть к чему стремиться -- «в аэропортах стран ЕС эти процедуры занимают считанные минуты, вас встречают открытые и доброжелательные лица офицеров, нам придется еще поработать». Справедливости ради г-н Шувалов отметил, что за границей таможенники тоже могут «не пускать наших граждан, потому что им просто не понравились их лица». «Это общая проблема, надо работать над ее решением», -- призвал первый вице-премьер.