|
|
N°101, 09 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вне аутсорсинга
Российская IT-индустрия не готова к масштабным проектам
Новые формы аутсорсинга IT-услуг и блицкриг Индии на этом рынке -- вот что обсуждали на прошедшем 2--4 июня в Лондоне форуме Outsoursing & IT Services Summit. Форум организовало подразделение аналитического агентства Gartner -- Gartner Event -- для европейских компаний. Нашему корреспонденту удалось выяснить, что могли бы узнать на мероприятии отечественные IT-бизнесмены.
В минувшем году политика M&A (слияния и поглощения) Банка Цюриха привела к тому, что в этом финансовом заведении образовались более 30 топ-менеджеров по IT, десять дата-центров, несколько внутренних центров разработки софта в разных странах и даже несколько IT-дирекций. Сегодня же у Банка Цюриха осталось два дата-центра и разумное количество высших менеджеров. Победить внутреннюю бюрократию удалось не только жесткой политикой централизации, но и передачей части услуг на аутсорсинг. Об этом представитель банка и поведал участникам форума.
А в России IT-аутсорсинг приживается с трудом. Крупнейший банк России -- Сбербанк -- лишь сравнительно недавно задумался о передаче на аутсорсинг службы поддержки клиентов банковской системы. Сообщение об объявлении соответствующего конкурса вывешено на сайте «Сбера».
Наши компании форум в Лондоне, по сути, проигнорировали. Среди более чем тысячи участников мероприятия затерялись компания «АйТи» (с делегацией собственных заказчиков) и часть топ-менеджмента белорусской ЕРАМ. Слушать доклады и участвовать в индивидуальных сессиях всем им пришлось на английском языке без синхронного перевода. «Ничего странного, что российское присутствие не очень отмечено, -- заявляет Сергей Дьяченко, гендиректор агентства «Маркет-Визио» (оно представляет Gartner в России). -- У наших компаний нет потребности, нет мотивации, нет условий создания такой потребности. Но отчасти из-за того, что нет знаний о такой услуге, которую предоставляет Gartner».
Опять индийцы
Главными темами форума стало обсуждение стратегий аутсорсинга, его тенденций и быстрое развитие глобального аутсорсинга индийскими компаниями. В этой части лондонский форум чем-то напоминал недавно прошедшую конференцию в Сочи «Русский день», и там аудиторию пугали драматическим нашествием индийцев.
«Большая семерка индийских компаний, сделавших первоначальный капитал на офшорном программировании, за счет слияний и поглощений сегодня выходит на глобальные рынки и начинает отбирать бизнес у компаний, подобных IBM, -- сообщил с трибуны аналитик Gartner. -- Кроме как у индийцев таких амбиций больше нет ни у кого в мире».
Любопытно, что спонсорами мероприятия Gartner как раз и стала вся «большая семерка». Европейских спонсоров оказалось немного, как очевидно из розданного участникам пакета материалов.
«Сегодня мы несравнимы с индийскими компаниями по масштабности ресурсов и, самое главное, объему денег, которые мы можем вкладывать в бизнес, -- рассказал старший вице-президент ЕРАМ Systems Анатолий Гавердовский. -- Если взять десять экспортно-ориентированных российских IT-сервисных компаний и сложить их оборот, это будет меньше, чем чистая прибыль TATA (одна из индийских компаний. -- Ред.). Мы будем занимать определенные ниши, но крупные проекты будут уходить не в российские компании. И это основной тренд не только у нас, но и во всем мире. Индийцы побеждают за счет масштабов и прибыльности».
«Создалось ощущение, что у индийцев на форуме была важная задача -- переломить представление о них как о поставщике только офшорных услуг и сфокусировать потенциальных заказчиков на аутсорсинге, -- рассказал директор по маркетингу компании «АйТи» Дмитрий Ведев. -- Причем не только IT, но и бизнес-процессов». Gartner, по словам нашего источника, заявил о том, что оборот у крупнейших индийских компаний по IT-сервисам -- более 500 млн долл. Если верить предсказаниям Gartner, в течение двух-трех лет в Top-10 мирового аутсорсинга войдут как минимум две индийские компании.
США -- страна дешевой рабочей силы
«Падение курса доллара по отношению ко всем другим валютам приводит к тому, что потенциальным центром аутсорсинга может стать США, -- сообщил докладчик Gartner. -- Там огромное количество грамотных людей, а уровень зарплат в два раза ниже, чем в Англии. США стали дешевой страной для развития IT-услуг». Зал рассмеялся.
«Это совсем не шутка, -- подтвердил нашему корреспонденту Сергей Дьяченко. -- В Штатах правильная бизнес-культура. В отличие от Вьетнама, у них есть экспертиза, хороший уровень образования. Так что вполне возможно».
Идея аутсорсинга только для сокращения расходов себя уже изжила. Добиться этого теперь очень сложно. Впрочем, у российских компаний, еще не приступавших к этому делу, все еще впереди. Для европейских же гораздо важнее переход от аутсорсинга простых услуг к более сложным.
IT-служба -- анахронизм?
Жаркую дискуссию вызвало заявление Gartner о том, что в ближайшие несколько лет новая форма поставки программного обеспечения -- Software as a service (SaaS) -- составит конкуренцию традиционной. Сегодня, когда пакет Microsoft Office по цене сравнялся с «железом», на котором он установлен, такая модель работы весьма актуальна. Сам Gartner только и ждет того момента, когда обе модели -- традиционная и SaaS -- столкнутся лбами. «Рынок стандартной модели четко поделен между ORАCLE, SAP, Microsoft, поэтому для венчурных инвесторов он неинтересен, -- говорит аналитик Gartner. -- Все разработки на нем финансируются самими игроками. Капиталисты, работающие в IT, предпочитают нести деньги в молодые компании, способные на быстрый рост. Огромная масса инвестиций тратится на компании, которые объявляют стартапы на решения по разработке SaaS». По прогнозу Gartner, уже через 18 месяцев проявятся первые результаты такого развития событий. На рынке появится большое количестве решений, и новая модель будет жестко конкурировать с моделями, предлагаемыми нынешними лидерами.
Новая сервисная модель аутсорсинга -- вот что больше всего взволновало наших немногочисленных соотечественников на форуме Gartner. Аналитики объяснили, что при переходе предприятия на сервисную модель IT-отделы будут упразднены за ненадобностью. А зачем они, когда новая модель будет выглядеть так: заказчик заходит на сайт компании-аутсоресера, платит за лицензию, немедленно получает софт и обучение людей -- все это онлайн. Остается раз в год платить за поддержку и, напротив, не платить своей IT-службе.
«Это слишком смело, -- считает Сергей Дьяченко. -- Отказаться совсем от IТ-отделов невозможно. В структуре любой компании всегда будут люди, контролирующие IT-услуги». «Очевидно, что такая модель подойдет компаниям с типизированными решениями с минимальной адаптацией, -- считает представитель «АйТи». -- Но любому владельцу такая модель очень понравится». «Пока такая модель существует фрагментарно, на зачаточном уровне, -- резюмирует г-н Дьяченко. -- Для Европы она актуальна в первую очередь. В сравнении с Европой мы еще в прошлом веке».
Форум Outsoursing & IT Services Summit проводится ежегодно во всех регионах мира. Европейский форум традиционно проходит в Лондоне. Его целевая аудитория -- IT-директора компаний, потребителей аутсорсинговых услуг или компаний, и СЕО компаний, этих услуги оказывающих. Форум ежегодно собирает 1,5 тыс. компаний. Стоимость участия -- около 4 тыс. долларов.
Аналитическое агентство Gartner было создано больше 30 лет назад. Начинало с отчетов об оценке информационных услуг и оценки того, в какой пропорции рынок делится основными игроками. Сегодня у агентства три сферы деятельности -- аналитика, консультирование и организация мероприятий.
Виктория МУСОРИНА, корреспондент iToday - специально для "Время новостей"