Время новостей
     N°101, 09 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.06.2008
Конкуренция между монополиями
Неконкурентная среда мешает России бороться с ростом цен и переходить к инновационной экономике
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в скором времени представит доклад о состоянии конкуренции в России, который будет рассмотрен на одном из заседаний правительства. Этой новостью поделилась заместитель главы Министерства экономического развития Анна Попова в ходе Петербургского международного экономического форума. Газета "Время новостей" обратилась к экспертам и попросила оценить их ситуацию с конкурентной средой в российской экономике.

Аналитики в один голос назвали недостаточно конкурентную среду в одной из главных причин роста темпов инфляции в стране и основным препятствием на пути России от сырьевой экономики к инновационной.

Как рассказала г-жа Попова, будущий доклад ФАС не только должен оценить, как обстоят дела в нашей стране с конкуренцией, но и изложить «четкие механизмы, направленные на ее развитие». Одним из основных здесь представляется введение прозрачных правил закупок со стороны государственных монополий. Также замминистра напомнила, что малый бизнес является одним из приоритетов для государства, и госполитика будет направлена на формирование спроса на продукцию и услуги малого бизнеса, в том числе инновационного. Что касается госкорпораций, они не должны вмешиваться в сектора, в которых есть частная конкуренция.

Кажется, государство движется в правильном направлении, вряд ли у кого-либо найдутся возражения по вышеперечисленным пунктам. Но эксперты, к которым обратилась газета "Время новостей", указывают, что очень часто, декларируя одно, государство продолжает делать прямо противоположное.

«Неразвитая конкуренция -- одна из главных причин многих наших бед. Например, почему у нас сейчас творится такое с ценами. Мы традиционно пытаемся поправить дела монетарными методами, но дело совсем не в этом, и даже не в росте цен на мировых рынках, -- говорит Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК, -- Все это происходит из-за недостаточной конкуренции».

Даже когда государство говорит, что будет развивать конкуренцию и формально действительно движется в этом направлении, результаты от таких шагов могут оказаться прямо противоположными ожидаемым. Это видно на примере раздела РАО «ЕЭС». Конкуренция должна приводить к снижению цен на продукт данного рынка, но что произошло в данном случае? Тарифы на электроэнергию выросли даже больше запланированного.

Низкий уровень конкуренции на российских рынках ставит под сомнение и достижение главной цели -- перехода к инновационной экономике. «Нет конкуренции -- нет и инновационного развития», -- уверен г-н Николаев. «Мы сейчас стараемся придумывать какие-то «пряники», в основном налоговые, чтобы стимулировать инновации. Но главный стимул должен быть другим: если ты не внедряешь инновации -- элементарно проигрываешь в конкурентной борьбе», -- говорит эксперт.

Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка, указывает на не просто недостаточные действия государства для развития конкуренции, но и на прямое препятствование этому со стороны властей. «Очень часто именно государство, выступая в роли регулятора, не способствует развитию конкуренции, создавая излишние административные барьеры для входа на рынок», -- говорит г-жа Орлова. «И то, что власти делают сейчас, например, развитие системы торгов, тендеров, аукционов, действует, только если уже есть достаточное количество игроков на рынке. А у нас в лучшем случае получается конкуренция между монополиями», -- говорит эксперт.

Что же в реальности делает государство, чтобы развивать конкуренцию? Есть статистика самой ФАС. За период 1996--2005 годов число нарушений, которые квалифицируются как антиконкурентные, со стороны государственных и муниципальных органов, выросло в шесть раз. За это же время число злоупотреблений доминирующим положением на рынке хозяйствующими субъектами, то есть те же антиконкурентные действия, выросло только на 10,5%. Из зарегистрированных нарушений более 60% антиконкурентных действий приходится именно на органы власти.




Банк развития (Внешэкономбанк), Евразийский банк развития (ЕАБР), казахский фонд "Казына" и управляющие компании из России и Австралии подписали в рамках Петербургского экономического форума меморандум о взаимопонимании. В документе зафиксировано намерение инвестировать средства в совместный инфраструктурный фонд.

"Первоначальный объем фонда составит от 1 до 1,5 млрд долл., а предполагаемое участие Внешэкономбанка планируется в размере 200 млн долл., ЕАБР -- 200 млн долл. и казахского фонда "Казына" -- 100 млн долл.", -- сообщила пресс-служба Внешэкономбанка.

Фонд предполагает осуществлять портфельные инвестиции в инфраструктурные проекты на территории стран СНГ, при этом доля инвестиций в проекты на территории России составит не менее 50%. Предполагается, что фонд будет финансировать проекты в сфере энергетической и транспортной инфраструктуры, ЖКХ, а также развития инноваций и повышения эффективности использования природных ресурсов."Время новостей"

Юлия МИРОНОВА
//  читайте тему  //  Банки