Время новостей
     N°100, 07 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.06.2008
Способ Диогена
В шестой раз прошла акция по поддержке российских театральных инициатив
Этот проект возник несколько лет назад по инициативе актера Евгения Миронова, при моральном участии Владислава Суркова и материальном -- дружественного ему культурного фонда «Эгида». С целью оказать помощь прежде всего театральной провинции, ну и вообще новым, молодым, интересным начинаниям. Дело благое. Правда, статус у проекта не совсем понятный: деньги вроде бы частные, состав оргкомитета произвольный (собрались единомышленники, люди все достойные: Евгений Миронов, Теодор Курентзис, Кирилл Серебренников, Чулпан Хаматова, Роман Должанский, но при этом ничем, кроме личного азарта, с работой на театральной периферии не связанные), нет никакого регламента, кроме собственного вкуса, и в то же время акция проходит под эгидой Совета по культуре и искусству при президенте РФ, что вроде бы придает ей государственный уровень. Тем более что участники считают своей целью «не просто раздать очередные премии, а сделать так, чтобы заработал целый механизм, чтобы одни уже реализованные замыслы помогали рождаться и осуществляться другим». Таким образом, налицо некоторая программа, рассчитанная на долгосрочную перспективу и на широкий резонанс.

Меж тем именно резонанса и не получается -- в отличие от фестиваля «Территория», который проводит та же команда.

Известно, что театральная периферия у нас на свершения не слишком богата. Опыт фестиваля «Золотая маска», чьи эксперты регулярно отсматривают все, что более-менее интересно, свидетельствует, что значимых достижений в области театрального эксперимента у нас почти нет. И совершить открытие в этой области -- большая удача. Поэтому получается, что лауреатами акции поддержки становятся либо уже известные коллективы и персонажи (так, например, в этом году это театр из удмурдского города Глазов, который приезжал уже в Москву на разные фестивали и хорошо известен театралам, так же как и «Небольшой драматический театр Льва Эренбурга», я уже не говорю о престижной московской школе Сергея Казарновского), либо, напротив, не известные даже профессионалам имена и названия. Вполне возможно, что по своим источникам члены оргкомитета получают достаточно информации и способны выбрать действительно лучшего студента провинциального театрального вуза или по крайней мере знают, кому из педагогов можно безоговорочно верить. И я вовсе не хочу подвергнуть сомнению компетентность жюри или разумность присуждения премии. Напротив.

Совершенно замечательно, что наградили Марьяну Корбину -- одну из организаторов и координатора Центра содействия независимым театрам. В пресс-релизе сказано, что этот «центр помогает в организации региональных фестивалей, проводит семинары повышения квалификации для режиссеров из малых городов и поселков, где любительские театры зачастую являются единственными очагами культуры». Деятельность абсолютно необходимая, тем более что уровень наших любительских театров очень разный, помощь, в том числе и творческая, очень нужна, а в малых городах и поселках нет не только театров, там и кино-то не показывают, не говоря уже о концертах или выставках... И тут сам факт уже за себя говорит. Но вот народные театры или студии, которые получают награды, кроме материального и морального поощрения (что очень хорошо и важно), получают ли они возможность стать более известными, что ли? Ну чтобы прослыть примером -- вот такое искусство, вот такую деятельность у нас приветствуют и поощряют, вот такой дорогой надо идти остальным, менее инициативным и деятельным, что, собственно и составляет цель акции, если я правильно понимаю...

Вот в 2003 году прошло первое награждение, тогда премию получил Саратовский драматический театр АТХ под руководством Ивана Верховых, а в 2004-м театр, с успехом существовавший 15 лет, навсегда закрылся по финансовым причинам. И никакая акция поддержки его не спасла, потому что мало найти человека (коллектив, фестиваль), нужно уметь его правильно преподнести.

Акции явно недостает последнего этапа -- фестиваля, смотра, презентации достижений ее лауреатов, которые, если их не вытащит из тени чья-то более могущественная рука, чем совместные усилия оргкомитета акции, остаются просто именами, перечисленными в пресс-релизе. Понятно, что на это нужны средства, а их вроде бы лучше потратить на адресную поддержку. Но, с другой стороны, не создав движения, как это сделал, к примеру, Театр.doc, не получишь и развития.

В информационной поддержке лауреаты нуждаются не меньше, чем в деньгах, а может быть, даже и более, поскольку отсутствие связи и трудности коммуникации во многом и есть причина большинства проблем российской провинции. И не только театральной.

Алена СОЛНЦЕВА