Пересмотр дел ЮКОСа остается, по мнению многих, одним из важных признаков, по которым можно будет судить, произойдет ли в стране «медведевская оттепель», как на то надеются некоторые поклонники нынешнего президента России. Кроме того, это могло бы стать показателем его готовности реализовать многократно озвученное желание преодолеть в стране правовой нигилизм, ответственность за который в первую очередь несет исполнительная власть,
подмявшая под себя власть судебную.
В ходе первого визита нового российского президента в западную страну --
Германию -- не мог не возникнуть вопрос о Ходорковском. Ответ Дмитрия Медведева дает основания и для осторожного оптимизма, и для глубокого пессимизма.
«Совершенствование правовой и судебной системы является ключевым в развитии России, оно будет проходить еще достаточно длительный период... и вопросы исполнения наказаний и помилования не должны быть предметом межгосударственных переговоров, это есть предмет государственного суверенитета», -- сказал президент. Однако к судьбе фигурантов дела ЮКОСа совершенствование правовой системы, на которое в России могут уйти не годы, а десятилетия, отношения не имеет. А насчет «предмета государственного суверенитета» сказано верно: ведь без всяких подсказок зарубежных журналистов и политиков можно понять, что в интересах самой России вернуть историю с ЮКОСом в правовое русло.
Слова г-на Медведева «к процедуре помилования, как и к другим процедурам, может прибегнуть любой осужденный гражданин, в том числе Ходорковский» похожи на желание власти сохранить лицо. Если бы «гражданин Ходорковский» попросил о помиловании, это выглядело бы, скорее, как признание им своей вины, а также автоматически реабилитировало бы заказчиков и исполнителей данного в высшей степени сомнительного с точки зрения закона судебного процесса. В том числе представителей действующей политической элиты страны, которые инспирировали этот процесс.
Помилование Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и других фигурантов так называемых дел ЮКОСа может последовать без их просьб, тем более что действующее законодательство позволяет поступить именно так. Инициатива же могло бы исходить от президента как гаранта соблюдения Конституции и законов в стране. При этом произошел бы правовой пересмотр уголовных дел, связанных с ЮКОСом, и последствий, в том числе в части владения собственностью, к которым они привели.
Понятно, что правовой путь переоценки одной из самых позорных страниц в истории отечественного правосудия неизбежно будет политическим. Потому что политическим был сам разгром ЮКОСа, на момент начала процесса крупнейшей и самой богатой нефтяной компании страны. Дело даже не в политической подоплеке самого разгрома (она как раз была в большей степени экономической, определенная кремлевская группировка просто решила завладеть активами процветающей компании и проучить "конкурентов по бизнесу"), а в том, что история ЮКОСа стала отправной точкой антидемократического и антирыночного реванша в стране.
Именно этот политический аспект выделяет дело ЮКОСа и личную судьбу Михаила Ходорковского в отдельное производство в череде других, мягко говоря, не слишком законных уголовных дел, которых в последние годы было немало. Добиваться оправдания невиновных, несомненно, нужно по каждому такому делу, но именно делу ЮКОСа сама власть придала такой политический размах, что решение придется принимать на самом высоком уровне.
Разумеется, реабилитация фигурантов по делам ЮКОСа станет не менее показательной, чем сам процесс над компанией (показательным этот процесс, кстати, в свое время назвал бывший помощник президента Путина, а ныне первый вице-премьер в его правительстве Игорь Шувалов). Однако для власти не доблесть, но и не слабость, а прямая обязанность исправлять свои ошибки, особенно если это касается человеческих судеб.