Время новостей
     N°100, 07 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.06.2008
Отстраненный конвой
Сотрудников колонии, где умерло четверо заключенных, уличили в непрофессионализме
Прокуратура Челябинской области вчера объявила об отстранении от своих должностей 11 сотрудников исправительной колонии №1 города Копейска, где 31 мая при странных обстоятельствах погибли сразу четверо заключенных. Такое решение было принято региональным управлением ФСИН по представлению прокуратуры, проверка которой выявила «низкий профессиональный уровень сотрудников». Представители ФСИН, ранее утверждавшие, что спецсредства к зэкам применялись законно, сообщение прокуратуры комментировать не стали. А члены Общественной палаты, проводящие свое расследование ЧП в колонии, выразили сомнение в официальной версии тех событий.

В вынужденном отпуске оказались начальник колонии, его заместитель по оперработе, два начальника отдела и несколько рядовых сотрудников. Все отстранены на время расследования уголовного дела, которое ведет управление СКП по Челябинской области. Возбуждено оно было по факту «превышения должностных полномочий с применением насилия» и «причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть» сотрудниками колонии. Но обвинения пока никому не предъявлены, все отстраненные проходят по нему свидетелями.

Поводом для скандала стали события 31 мая. Тогда четверо только прибывших в колонию осужденных во время прогулки напали на конвоиров. Используя заточки и лезвия, зэки нанесли пятерым сотрудникам колонии переломы, сотрясения мозга и порезы. Бунтовщиков удалось одолеть с помощью резиновых дубинок и наручников, и они были разведены по отдельным камерам. Вечером того же дня все четверо сначала почувствовали себя плохо, а потом скончались.

Представители ФСИН с самого начала утверждали, что сотрудники Копейской колонии действовали правильно, поскольку фактически подавляли бунт. Правда, они не стали разъяснять, как так получилось, что у зэков оказалось оружие, и почему они вдруг потом умерли, хотя изначально у них «несовместимых с жизнью травм» врачом обнаружено не было.

В результате местное управление СКП завело уголовное дело, а прокуратура провела проверку. Как говорится в сообщении прокуратуры, в результате были «выявлены грубейшие нарушения требований Конституции РФ и уголовно-исполнительного законодательства, низкий профессиональный уровень, отсутствие надлежащей оперативной, режимной и воспитательной работы с осужденными, вследствие чего сложилась чрезвычайная ситуация». Прокурор области внес начальнику ГУФСИН России по Челябинской области представление о принятии мер жесткого радикального вмешательства и обеспечения законного режима. Одной из таких мер и стало отстранение сотрудников колонии.

Причины смерти заключенных пока остаются загадкой. Предполагается, что они умерли от «посттравматического шока» -- эксперты нашли массу синяков на их телах. Однако точную причину сможет установить лишь судебно-медицинская экспертиза. Ее результаты станут известны примерно через месяц. Тогда, видимо, и будет решен вопрос о привлечении к ответственности тех или иных сотрудников колонии.

Представители Общественной палаты, побывавшие в колонии, уже выразили сомнение в версии о «посттравматическом шоке». Они выяснили, что первые несколько часов после «усмирения» бунтовщики чувствовали себя нормально и лишь под вечер стали жаловаться на головокружение, теряли сознание. "Смерть от побоев должна быть другой", -- отметил член ОП, предположив, что они могли умереть от отравления наркотиками или другим веществом. Палата также ждет объяснений от сотрудников колонии, которые развозили обед.

На защиту сотрудников колонии, кстати, неожиданно встали власти города Копейска, которые выразили готовность улучшить жилищные условия ее сотрудников, в первую очередь тем, кто пострадал при попытке бунта. А в самом ФСИН даже высказали идею создания мемориального комплекса в память о сотрудниках ГУФСИН Челябинской области, погибших при исполнении служебного долга, -- за пять лет произошло четыре таких случая. Статистику смерти заключенных в Челябинской области в местном УФСИН, правда, приводить не стали.

Эдуард ЛОМОВЦЕВ