|
|
N°100, 07 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По шпалам в империю инков
Первооткрыватель Мачу-Пикчу предпочел золото славе
Джордж Лукас и Стивен Спилберг, похоже, слегка поторопились со съемками четвертой части «Индианы Джонса». Группа историков, включающая представителей Перу, США, Великобритании и Франции, на днях обнародовала весьма занимательный сюжетец в духе сценаристов голливудской кинофабрики. Как сообщает Lenta.ru со ссылкой на France Presse, исследователи выяснили, что первооткрывателем знаменитого заброшенного города инков Мачу-Пикчу был вовсе не американский археолог Хайрэм Бингем, а немецкий авантюрист Август Бернс, которого интересовала совсем не история индейского народа, а золото, и только оно. И этот сюжет про жадного до сокровищ проходимца и не менее жадного до открытий и славы ученого отличается от сценариев той же приключенческой эпопеи с Харрисоном Фордом в главной роли тем, что придуманного в нем практически нет.
Хайрэм Бингем, написавший книгу о найденной им в перуанских джунглях в 1911 году заброшенной крепости, сделал себе на этом открытии имя и заработал немалый капитал, в том числе и политический. На родине он стал сенатором и даже возглавлял в качестве губернатора администрацию штата Коннектикут. Поговаривают, кстати, что именно он был одним из прототипов Индианы Джонса -- рискового и удачливого профессора археологии. О Бернсе, появившемся в окрестностях Мачу-Пикчу на сорок с лишним лет раньше, напротив, практически ничего не известно, однако, судя по всему, золото инков, сохранившееся к тому времени в крепости, досталось именно ему. Предприимчивый торговец древесиной и рудой, как теперь предполагают исследователи, вывез за границу богатства инков, до которых так и не добрались конкистадоры, не сумевшие обнаружить этот уникальный город, расположенный террасами в горах на высоте 2400 метров. Те же артефакты, которые затем были найдены во время раскопок Бингемом и увезены в Йельский университет (в основном керамика и предметы быта), составляли, судя по всему, лишь малую часть исторического и культурного наследия империи индейцев. И гнев нынешних потомков инков, регулярно требующих от США возвращения археологических ценностей, по идее должен быть направлен и на другие страны, куда они могли попасть благодаря предприимчивости Бернса.
Хайрэм Бингем, судя по всему, знал, что до него на руинах Мачу-Пикчу успели побывать другие исследователи. Но, поскольку об обнаружении этого города никто публично не заявлял, он предпочел компенсировать потерянные сокровища лаврами первооткрывателя. О том же, что он опоздал на несколько десятилетий, и о том, что бизнес Августа Бернса на производстве и продаже шпал для строящихся железных дорог в Перу был не основным, стало известно, когда американский историк Пол Грир в архивах Национальной библиотеки в Лиме обнаружил документы, подтверждающие, что правительство этой страны разрешило Бернсу не только вырубку леса вблизи Мачу-Пикчу, но и вывоз за рубеж артефактов империи инков. В государственную казну немецкий бизнесмен отчислял порядка 10% от своих экспортных операций. Как отмечает британская газета Independent, такие привилегии для компании Бернса скорее всего объяснялись тем, что у торговца были влиятельные знакомые, а его партнерами по бизнесу были известные ученые из университета Лимы и Национальной библиотеки. Они же и должны были лучше других понимать, какие сокровища может таить крепость в горах.
Считается, что древний город Мачу-Пикчу, объявленный в июле прошлого года по итогам всемирного голосования в Интернете одним из семи «новых чудес света», был основан в XV веке императором Пачакути. Благодаря своей труднодоступности в годы нашествия конкистадоров он стал укрытием для беженцев, спасавшихся от испанцев и спасавших свои сокровища. В XIX веке археологи предполагали, что именно в этой крепости могло в какой-то момент оказаться пресловутое золото инков. Легенды и слухи тянули в Перу тысячи мечтавших разбогатеть авантюристов, одним из которых, судя по всему, и был Август Бернс. Но он в отличие от других охваченных «золотой лихорадкой» искателей приключений сумел найти в труднопроходимых горах следы древней цивилизации. Группа историков, расследующая деятельность немца в Перу, нашла составленную им карту и письмо, в котором тот описывал три случайно обнаруженных сооружения. Бернс писал, что они «без сомнения, содержат объекты огромной ценности».
Однако сейчас сложно судить, насколько оправдались предположения Бернса, а также о том, что именно и куда он вывез из Мачу-Пикчу. Историки пока составили лишь список из 57 адресов в США, Великобритании и континентальной Европе, куда немец отправлял артефакты из Перу. Предполагается, что большинство из них попали в частные коллекции, и теперь доказать их принадлежность и происхождение будет очень сложно.
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ