Время новостей
     N°100, 07 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.06.2008
«Аэрофлоту» приписали интерес к Austrian
Австрийскую авиакомпанию могут приватизировать
«Аэрофлот» и Air France--KLM заинтересованы в покупке госпакета акций Austrian Airlines, сообщил в свежем номере австрийский еженедельник Format. По данным издания, обе компании уже установили контракты с австрийскими инвестиционными банками, которые они намерены привлечь в роли консультантов к возможной приватизации Austrian. Замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков вчера подтвердил «Времени новостей», что российская компания интересуется австрийской, однако, указал он, никакого принципиального решения по этому поводу еще не принято. Собственно, и правительство Австрии тоже пока не решило продать принадлежащий ей 42,7-процентный пакет акций национального авиаперевозчика (остальные акции Austrian разделены примерно поровну: около 28% принадлежит консорциуму австрийских инвесторов, и еще примерно 28% обращаются на свободном рынке). Однако вопрос о приватизации госпакета серьезно обсуждается в последнее время в связи с тяжелым финансовым состоянием Austrian, а также провалом попыток привлечь в нее свежий капитал другими способами.

Последняя попытка приватизации Austrian завершилась крупным конфузом пару недель назад. Еще в марте авиакомпания договорилась с саудовским инвестором Мохамедом бен-Иссой аль-Джабером о том, что он вложит в компанию 150 млн евро в обмен на дополнительную эмиссию в 20% ее акций. Соглашение с аль-Джабером, который имеет австрийское гражданство и крупные капиталовложения в Австрии, было одобрено властями страны. «Мы верим, что это создаст существенную добавленную стоимость для авиакомпании и ее акционеров», -- заявил тогда Петер Михаэлис, глава инвестиционного и приватизационного агентства Австрии OeIAG (именно это ведомство и управляет госпакетом Austrian от имени правительства). Как раз в марте Austrian опубликовала отчет за 2007 год, в котором впервые за четыре предшествовавших года фигурировала скромная прибыль -- 2,8 млн евро до уплаты налогов. Однако уже в апреле появились данные за первый квартал 2008 года, рисующие деятельность авиакомпании в ином свете, -- 50 млн евро убытков. Аль-Джабер заявил, что его ввели в заблуждение насчет финансового состояния фирмы (Austrian, разумеется, отвергла эти обвинения). Одновременно сорвался побочный бизнес-проект, который арабский финансист собирался осуществить при помощи Austrian. -- он предложил ей отправить десять ее самолетов на работу в Ирак, но Austrian отклонила этот рискованный проект. В общем, 21 мая потенциальные партнеры расстались, очень недовольные друг другом.

В тот же день председатель правления Austrian Airlines Group Альфред Отш высказался о возможности продажи госпакета акций авиакомпании. Наиболее подходящим с его точки зрения покупателем он назвал германскую Lufthansa. Днем позже председатель правления Lufthansa Вольфганг Майрубер осторожно заявил газете Handelsblatt, что немецкая компания «готова рассмотреть» возможность такой покупки.

Министр финансов Австрии Вильгельм Молтерер примерно тогда же высказался, правда, за сохранение национального перевозчика в австрийской собственности. «Я бы хотел красно-бело-красную авиакомпанию», -- сказал он, имея в виду цвета австрийского флага. Однако тут же добавил: «Если иное решение необходимо, тогда оно будет частью стратегического анализа».

Глава OeIAG Петер Михаэлис свой анализ, судя по всему, уже провел. По сведениям Format, он тоже симпатизирует идее передать судьбу австрийской авиакомпании в руки Lufthansa. Однако среди условий, выдвигаемых немецкими коллегами, есть одно трудно выполнимое для Austrian. Lufthansa согласна приобрести компанию без долгов. А их у Austrian 1 млрд евро. Кроме того, австрийские аэропорты находятся слишком близко к одному из двух основных хабов Lufthansa в Мюнхене. Партнерство в этом случае может быть омрачено нежелательной конкуренцией.

Гипотетический союз с «Аэрофлотом» и Air France--KLM тоже не только решит существующие проблемы, но и породит новые. Обе эти компании состоят в альянсе SkyTeam, а не Oneworld, в котором числятся Lufthansa и Austrian. Переход из одного в другой может оказаться для Austrian хлопотным делом. В случае с «Аэрофлотом» не исключен и конфликт рыночных интересов. Austrian очень активна на восточноевропейских направлениях, в частности на российском. Только в этом летнем сезоне она открыла два новых российских маршрута (в Сочи и Нижний Новгород) вдобавок к четырем, уже существовавшим (в Москву, Петербург, Краснодар и Ростов-на-Дону). «Аэрофлот», возможно, хотел бы сохранить этот рынок для себя.

Впрочем, «Аэрофлот» пока не считает возможную приватизацию Austrian приоритетным для себя вопросом. «Интерес к этой компании у нас есть, -- сказал вчера «Времени новостей» Лев Кошляков. -- Однако точно такой интерес мы проявляем и изучаем возможности других европейских авиационных активов, в частности чешской CSA и сербской JAT. Такие вопросы сложны и быстро не решаются».

Михаил КУКУШКИН