|
|
N°42, 12 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поворошим прошлое
Путину и Карзаю поможет живой Масуд
«На нашем темном прошлом (десятилетняя советская военная интервенция в Афганистан. -- Ред.) нельзя строить отношения. Надо помнить и о хорошем прошлом, десятилетиях сотрудничества и взаимодействия начиная с 20-х годов и кончая 70-ми годами прошлого века», -- такими словами предварил вчера замминистра иностранных дел России Александр Лосюков начинающийся визит в Москву главы временной администрации Афганистана Хамида Карзая.
Г-н Карзай прибыл в российскую столицу вечером во главе многочисленной афганской делегации, в составе которой самой заметной личностью выглядит Ахмад Зия Масуд. Младший брат погибшего полгода назад в результате покушения легендарного афганского моджахеда Ахмад Шаха Масуда, Зия Масуд будет теперь послом Афганистана в Москве. Ему 45 лет, это его первая дипломатическая должность. Раньше большую часть времени Зия Масуд проводил в Лондоне, где занимался торговлей афганскими драгоценными камнями, которые были одним из главных источников финансирования возглавлявшегося его братом Северного альянса Афганистана. Новый посол говорит по-французски и даже слегка помнит русский, которому учился, будучи студентом Кабульского политехнического института. Назначением такого важного человека новое афганское руководство демонстрирует, что отношениям с Россией, верным союзником Северного альянса Афганистана, Кабул придает особое значение.
Приветствуя визит Хамида Карзая, в Москве не отказали себе в маленьком удовольствии «проехаться» по поводу «широких, но пока нереализуемых обещаний» финансовой помощи Афганистану со стороны Запада. Как известно, на токийской конференции в январе на восстановление страны было обещано выделить 4,5 млрд долларов, однако, как заметил г-н Лосюков, иностранное содействие осуществляется очень «скупо и дозированно». Россия же, по его словам, «не обозначала миллионы и миллиарды, но практически ведет конкретные проекты».
По результатам переговоров г-на Карзая в Москве предполагается подписать около 20 документов об экономическом сотрудничестве. Правда, подавляющая их часть представляет собой скорее декларации о намерениях. Компания «Роснефть» собирается принять участие в реабилитации газовых месторождений в Шибиргане, «Машиноимпорт» намерен поставлять нефтяное оборудование, КамАЗ -- грузовики, «Росвнештранс» готов воссоздавать совместную с афганцами транспортную компанию «Ассотра». Россияне предполагают заняться жилищным и дорожным строительством в Кабуле и некоторых северных провинциях, свои услуги предлагают как московский «Росинвестком», так и региональные организации -- «Орелдорстрой», «Надымдорстрой»...
Впрочем, одной экономикой российско-афганские переговоры не ограничатся. В Москве уже, к примеру, дали понять, что здесь не в восторге от перспективы расширения мандата международных сил в Афганистане -- как с точки зрения их количества, так и географии присутствия. Объяснения этому простые: надо учитывать повышенную чувствительность афганцев к иностранному военному присутствию. Однако, как заметил источник газеты «Время новостей» в российском МИДе, если кабульские власти считают необходимым расширение мандата миротворцев, то Москва решительно возражать не станет.
Аркадий ДУБНОВ