Время новостей
     N°101, 09 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.06.2008
Европа, Евразия или Еврафрика?
Россия оказалась очень похожа на Нигерию
Спорам между славянофилами и западниками (по прошествии советской власти превратившимся в спор между государственниками и демократами) примерно полтора века. Споры о том, является ли Россия частью Европы или же -- бери выше -- евразийской страной, тоже не утихают. Действительность, однако, вносит в абстрактные рассуждения неожиданную лепту.

Интернет порой присылает письма, которых не ждал, и дает информацию, которую не спрашивал. Недавно мне прислали подборку данных, которая меня заинтересовала и поразила. И которые я не поленился свести в таблицу. В таблице сравнивались показатели двух стран: Нигерии и России. Оказалось, есть что сравнивать. Потому что Нигерия и Россия занимают второе и первое места в мире по добыче газа. То есть, говоря грубо и одновременно вежливо, в Нигерии есть свой "Газпром". И, коли сходство проявилось по одному, но зато, можно прямо сказать, судьбоносному показателю, благодаря которому доходы страны вдруг подскакивают в разы, -- цене на энергоносители, интересно взглянуть краем глаза, как далеко мы, народ великой культуры, ушли вперед по сравнению с "какой-то Нигерией". Есть ли хоть что-то общее -- хотя бы отдаленно -- между нами, руководимыми лучшим в мире правительством и лучшей в мире номенклатурой, и африканскими (в нашем великодержавническом представлении) дикарями.

Во сколько миллионов раз мы их, "диких и варварских", опередили, а они от нас, само разумеется, отстали? Во сколько сотен и тысяч раз наше просвещенное руководство устроило нашу страну разумнее, соборнее и гармоничнее, чем (в нашем обыденном представлении) "дикари"?

Оказалось, что при практически равной численности населения (около 140 млн человек), по данным компании Transparency International, на 2007 год Россия и Нигерия занимают соответственно 143-е и 147-е место в мире по уровню коррупции. Что индекс Джини (статистический показатель неравномерности распределения доходов в обществе и заработной платы различных групп населения), по данным ЦРУ, составляет 40,5 в России и 43,7 в Нигерии. По загрязнению окружающей среды в результате факельного сжигания газа Россия на первом месте в мире, а Нигерия на втором, по данным Всемирного банка на 2007 год. По уровню защиты прав собственности Россия в рейтинге международной ассоциации Property Rights Alliance на 2007 год заняла 63-е место из 60 исследованных стран, а Нигерия -- 64-е. Россия, по данным организации "Репортеры без границ" за 2007 год, заняла 144-е место в рейтинге свободы СМИ из 169 исследованных, а Нигерия оказалась немногим выше, на 131-м. Места в рейтинге «Простота ведения бизнеса», по прогнозу Всемирного банка, на 2008 год у России и Нигерии тоже оказались совсем рядом -- соответственно 106-е и 108-е из 178. Практически одинаковы у двух стран уровень смертности, уровень миграции и уровень безработицы.

Таковы данные по некоторым весьма характеристическим показателям. Есть и другие. Например, то, что и в России, и в Нигерии (в противоположность, скажем, Норвегии и Канаде, также энергоресурсами не обиженными) доходы приблизительно двадцати приближенных к власти людей (а также самих чиновников высшего ранга и членов их семей) составляют десятки процентов валового дохода, и много других индексов, сходство в которых Нигерии и России иногда бесстрастно, иногда с изумлением отмечается специалистами в области мировой экономики, в таблице отражения не нашло. Если высокочтимый читатель продолжит таблицу, будет самостоятельно отыскивать показатели Нигерии и России и сопоставлять их, он, несомненно, поразится много еще чему -- как и я поразился. Однако sapienti sat, умному достаточно, чтобы изумиться и призадуматься.

Нигерия и Россия по многим основным показателям, по которым остальной мир сравнивает развитие стран, идут голова в голову. И не просто голова в голову, а с точки зрения европейской, японской, китайской, индийской, североамериканской, южноамериканской да и вообще любой человеческой цивилизации по всем показателям, которые характеризуют общество, плетутся у мирового сообщества в одном и том же хвосте. А по другим, которые, по всеобщему мнению, являются признаком дисбаланса и варварства, наоборот, горделиво идут в авангарде, и тоже голова в голову.

Будучи поставленными в приблизительно одинаковые условия, Нигерия и Россия оказались подвержены одним и тем же процессам -- как в физике. Никакого различия, никакого искусственного вмешательства в человеческую природу во всей ее первозданности и наготе незаметно. Переставь показатели -- никто бы и не заметил, до того они у Нигерии и России близки, словно страны эти близнецы-братья (точнее, близнецы-сестры). Таковы неопровержимые факты.

Прежде всего давайте поостынем и успокоимся. Само собой разумеется, по вкладу в мировую культуру -- да простит меня посол Нигерии в Москве, если прочтет эту статью, -- сравнивать Россию и Нигерию нелепо и неправомерно. Ничего сравнимого с Чайковским, Рахманиновым, Толстым, Дягилевым, Прокофьевым, Чеховым и десятками других великих людей, внесших -- и продолжающих вносить, даже через сто лет после смерти -- вклад в мировую культуру, Нигерия миру пока не дала. Не запускала Нигерия и спутники. Не посылала первого человека в космос. Не была самой читающей нацией в мире. Россия -- одна из стран, вклад которой в сокровищницу мировой культуры невозможно переоценить, -- это совершенно бесспорно. Сравнивать Нигерию и Россию, скажем, по частоте исполнения произведений классической музыки на всех радиостанциях мира, или по индексу цитирования научных статей (который до распада СССР был воистину феноменален), или по числу ученых на душу населения, конечно, абсурдно. Сходство между Россией и Нигерией -- причем громадное -- имеет место не по всем, а по весьма специфическим показателям. А именно по тем, которые характеризуют экономику и общество.

Попробуем разобраться. Начнем с шутки советских времен "СССР -- это Верхняя Вольта с ракетами". И все смеялись. Но вот пришла пора -- и это уже не смешно: если заменить Верхнюю Вольту на Нигерию (что в нашем представлении, положа руку на сердце, почти одно и то же), сравнение России и Африки вдруг стало реальностью. Народ не дурак, шутка- то пророческой оказалась.

Давайте вспомним еще кое- что. Вспомним, как мы ведем себя в своей стране и за рубежом. Да тут не одну и не три, а 133 строки таблицы заполнить можно -- и сходство наше с Нигерией, Верхней Вольтой или, к примеру, с Конго будет бесспорным. А идеоматический оборот советских времен "братские народы Африки"? Именно Африки! Не помню такого, чтобы советские руководители и рядовые армии молодежи публично, на всю страну лобзались с британцами, провозглашали братским народ Канады, объявляли братьями итальянцев и шведов. А с африканцами и африканками -- на каждом международном фестивале взасос и в обнимку.

Вспомнив об этом -- и еще много о чем, -- становится ясно, что не случайно как минимум раз в пару лет мы читаем и слышим: "Мир не знает, что делать с русскими, потому что они белые. Если бы русские были черными, не было бы никаких проблем с ними". Да мы и сами о себе говорим нечто подобное. И ежедневно это нашенское поведение через программы новостей и телевизионные фильмы рекламируем на весь мир. Почему рекламируем? Потому что считаем, что, ведя себя нецивилизованно, мы не без гордости -- дескать, знай наших -- показываем всему миру, кто мы такие. А показываем потому, что считаем: нам можно быть дикарями. И драку в ресторане в тихой Швейцарии устроить можно. И с десятком девчонок в Куршавель летать можно. А оказалось -- нельзя. Нельзя для цивилизованного человека. А можно только для нецивилизованного. Оказалось, что это не какие-то изолированные явления, это система. Оказалось, тот факт, что мы ведем себя как гунны и скифы, насквозь пронизывает не только нас по отдельности, а все наше отечество. Экономику. Миропорядок. И общество, которое строим. Отсюда наше поразительное сходство с Африкой. Не случайное -- фундаментальное.

Необходимо иметь в виду, что речь в этой статье не идет о людях Нигерии из плоти и крови (те, с кем меня сталкивала судьба, оказывались все до единого доброжелательными и приятными), а о наших бытовых представлениях об африканцах. Так же как чукча из анекдота имеет немного общего с реальными жителями Чукотки.

Некоторое время назад в России большой популярностью пользовалась книга "Почему Россия не Америка". Ее главная мысль была проста. Дескать, был бы климат у нас столь же устойчив и жарок, как в Штатах, мы бы себя показали и нос всем утерли. Ой ли? Бог с ней, с Америкой. Давайте лучше зададимся вопросом: почему Россия не Норвегия? У которой нефти на душу населения примерно столько же, сколько в России. А климат еще не в пример холоднее и заполярнее нашего будет. Но посмотрите, как они у себя там все гармонично устроили. По результатам этого года Норвегия -- самая привлекательная для жизни страна мира. И самая безопасная. А мы?

Так почему же между Нигерией и Россией установилось такое удручающее феноменальное сходство? Ответ очевиден: потому, что под струями нефтегазовых долларов обе страны зажили по одним и тем же законам. Цивилизация не надела на экономику и общественное обустройство этих стран смирительной рубашки, смиряющей силу -- качество, по которому приматы выбирали себе вожака. Согласно иерархии силы устанавливалась иерархия в стае. Люди культуры ужасались и ужасаются происходящему в России и сегодня, и пятьдесят, и сто лет назад. Но ни на что повлиять были не в силах. Наглецы правят бал в нашей стране. Не люди культуры (которых в стране миллионы), не люди совести (которыми всегда была богата Россия) и даже не ее президент. Наглость правит Россией.

Так что же Россия сегодня: Европа, Евразия или Еврафрика? То, что Россия Евразия (за исключением местонахождения), надо отринуть сразу. Нет в мире больше той Азии и той азиатчины, по сравнению с которой мы были далеко впереди. Ну, в самом деле, кто ждет наших мудрых примеров и указаний сегодня? Не Япония. Не Китай. Не Индия. Не Южная Корея. Не Вьетнам. Не Сингапур. И уж точно не Арабский Восток. Так что можно, конечно, утешать себя громкими титулами, гордо именуя Евразией. На самом деле Азия сегодня ушла так далеко вперед и так мощно наращивает этот отрыв, что нам не учить Азию надо, а учиться у нее.

Является Россия Европой? В области классической музыки, живописи начала ХХ века, балета, оперы, языка -- бесспорно. Но в том, что касается экономики и общественного устройства, а также основополагающих принципов, которыми мы не поступимся ни при каких условиях (вроде жития по понятиям, телефонного права и права пить водку в любое время, включая рабочее), считать себя европейцами россиянам просто смешно.

Является ли Россия африканской страной? Географически, разумеется, нет. Мы все-таки люди с другим цветом кожи, проживаем в другом климате и на ином континенте. А вот с точки зрения экономических и социальных порядков причислить самих себя к еврафриканцам нам с вами -- положа руку на сердце -- в самый раз.

Когда мы спорим, надо ли жить по закону или по понятиям, -- мы Еврафрика. Когда вместо собственности мы говорим о контроле над собственностью -- мы Еврафрика. Когда по уровню жизни страна находится во второй половине первой сотни стран -- членов ООН, в то время как по числу миллиардеров на втором месте в мире, -- мы Еврафрика. Когда за один год число долларовых миллиардеров удваивается, в то время как валовой продукт в стране вырастает лишь примерно на 7%, -- мы Еврафрика.

В последние годы западноевропейские аналитики неожиданно для себя обнаружили сходство между Россией и Нигерией (в дополнение ко всему сказанному выше и всем пунктам таблицы) по таким показателям, как распределение денег в обществе, процент валового продукта, который становится достоянием кучки людей во власти и их родственников, наличие кланов, которые распоряжаются страной и в интересах которых работает власть...

Как мне кажется -- да это в общем-то очевидно, -- было бы очень уместно и вовремя, если бы нашу внезапно раскрывшуюся еврафриканскую сущность и странное сходство великой державы, внесшей колоссальный вклад в мировую культуру, с африканскими странами президент Российской Федерации, депутаты Государственной думы, бизнесмены всех уровней, руководители всех звеньев и весь российский народ восприняли серьезно. Как предупредительный тревожный звонок. А то как бы не получилось, что, пребывая во сне и грезах, в упоении от собственных соборности, сверхдержавности и вседозволенности, мы не оказались позади Африки. Так же, как безнадежно отстали от Азии, а с Южной Америкой, еще недавно находившейся (по нашему убеждению) бог знает как далеко позади, с Бразилией, Чили, Мексикой, Аргентиной, идем голова в голову. А вдруг мы с нашим снобизмом, шовинизмом и сверхдержавностью в один прекрасный -- или скорее отвратительный -- день обнаружим, что и Африка оказалась впереди нас. И вдруг нежданно-негаданно окажемся одни-одинешеньки на всем земном шаре?!.

Юрий МАГАРШАК, профессор