Вчера Грузия назвала условия заключения договора о невозобновлении войны с непризнанной республикой Абхазия. Грузинский вице-премьер Георгий Барамидзе заявил, что соглашение возможно, «если
гарантом его соблюдения будет не Россия, а Евросоюз». По его словам, во время военных действий такие соглашения подписывали дважды под гарантии Москвы, после чего в 1992 году грузины потеряли Гагру, а в 1993 году были вынуждены вообще покинуть Абхазию. Второе условие Тбилиси -- «безусловное и безопасное возвращение всех беженцев в абхазский регион» на основе реализации грузинских «мирных инициатив» и размещения в зоне конфликта вместо российских миротворцев «реально нейтральных европейских и международных сил».
Реверанс Тбилиси в сторону Европы совпал
с приездом в страну верховного представителя Евросоюза по внешней политике и общей безопасности Хавьера Соланы. Вчера утром гость побывал в Аджарии, где его встретил приехавший в Батуми загодя президент Михаил Саакашвили. (Тбилиси восстановил контроль над этой автономией четыре года назад.) Грузинские руководители хотели добиться пропагандистского эффекта: высокий европейский гость должен был увидеть контраст между «процветающей» Аджарией и якобы загнивающей Абхазией.
Какова на самом деле ситуация в Абхазии, Хавьер Солана убедился лично во время посещения вчера же Сухуми. Оттуда европейский гость вернулся опять в Батуми, где его встречал премьер Владимир Гургенидзе (президент Михаил Саакашвили к этому моменту уже находился в Санкт-Петербурге) и грузины, бежавшие из Абхазии во время войны 1992--1993 годов (среди них было много детей).
Накануне в Тбилиси Солана не скупился на критические замечания в адрес России, указывая на несогласованный с Грузией ввод в Абхазию в апреле дополнительного контингента миротворцев, а в мае -- железнодорожных войск. Но в Сухуми гость высказывался осторожнее -- дескать, Москва остается «важным и конструктивным игроком» в урегулировании конфликта, а для замены российских миротворцев европейскими силами, чего добивается Грузия, «необходимо согласие сторон».
«Я не вижу никакого
решения грузино-абхазского конфликта без участия России», -- заявил Хавьер Солана после встречи с президентом непризнанной республики Абхазия Сергеем Багапшем. Но все-таки европейский чиновник дал понять, что российским миротворцам со временем придется потесниться: «Сейчас есть один формат (миротворческой операции. --
Ред.), но мы надеемся, что в ближайшем будущем будет новый формат урегулирования, в котором будут задействованы и другие международные организации».
Президент Багапш сказал, что понимает заинтересованность Евросоюза в участии в урегулирования конфликта: «Есть условия, при которых мы могли бы обсудить и этот вопрос. Самое главное, что сделан первый шаг». Лидер непризнанной республики призвал «не спекулировать» насчет миротворческой миссии: «Россияне были в Абхазии и останутся здесь до полного урегулирования. Если же Грузия захочет вывести их со своей территории, то Абхазия сделает все, чтобы они остались здесь».
Зарубежные эксперты на самом деле не склонны обвинять во всех региональных проблемах лишь Москву и Сухуми. К визиту Соланы в Грузию базирующаяся в Брюсселе влиятельная неправительственная организация «Международная кризисная группа» (МКГ) опубликовала доклад «Грузия и Россия: столкновение вокруг Абхазии». В нем утверждается, что на Тбилиси лежит значительная часть вины за эскалацию напряженности. По данным МКГ, в западной части Грузии, близ Абхазии, а также в подконтрольной Тбилиси верхней части абхазского Кодорского ущелья были проведены скрытые военные приготовления. «Ряд влиятельных советников и структур вокруг президента Саакашвили все более убеждены в том, что военная операция в Абхазии осуществима и необходима. Вариант, к которому они склоняются, нацелен на восстановление контроля над южной частью территории, чтобы как минимум на время разделить ее». МКГ утверждает, что это "западные партнеры предостерегли грузин от попытки военного решения".
В беседе с «Временем новостей» один из ведущих грузинских экспертов по урегулированию в Абхазии Паата Закареишвили согласился, что в окружении президента есть люди, выступающие за силовое давление на абхазов: «И все же шансы развязывания войны со стороны Грузии минимальны, так как Саакашвили больше подвержен влиянию Запада, чем своего окружения».
МКГ рекомендовала Тбилиси прекратить подготовку к силовым действиям против Абхазии, остановить воинственную риторику (включая ложные сообщения в СМИ), проявить внимание к стремлению абхазов к самоопределению и их тревоге за свою безопасность. Меры по восстановлению доверия (прежде всего это создание зоны свободной торговли по обе стороны границы) следует осуществлять без всяких предварительных условий. С Абхазии следует снять санкции и транспортные ограничения, чтобы она могла развивать связи не только с Россией. В верхней части Кодори не должно быть военной деятельности, пора прекратить и полеты беспилотных разведчиков над Абхазией. Грузинам посоветовали документально взять на себя, опять-таки без предварительных условий, обязательства о невозобновлении войны.
Многие из этих рекомендаций совпадают с давними предложениями российского МИДа. Вчера глава российской дипломатии Сергей Лавров вновь призвал Тбилиси к немедленному подписанию соглашения о неприменении силы при урегулировании конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. Министр призвал "прежде всего начинать заниматься экономической реабилитацией" и лишь после этого решать политические вопросы.