Hyundai Motor первым из пришедших в Россию международных автомобильных концернов объявил о том, что будет экспортировать автомобили
со своего завода в Петербурге, первый камень в основание которого был положен вчера. Возможно, поэтому губернатор Валентина Матвиенко торжественно провозгласила «отсчет нового времени» для городской экономики. Новый завод столкнется со всеми проблемами, которые пожинает сейчас «автомобильный кластер» города, -- нехватка кадров, отсутствие индустрии комплектующих и усиливающееся на иностранных предприятиях рабочее движение.
Hyundai провел вчера на окраине Петербурга в формирующейся промзоне Каменка масштабную и помпезную церемонию начала строительства, сопровождавшуюся военными оркестрами, плясками девушек в кокошниках, банкетом с блюдами корейской кухни и запусками воздушных шаров. Компания подтвердила ранее озвученные планы -- вложить 330 млн евро в завод, корпуса которого общей площадью около 83 кв. м займут до 200 га. Уже в январе 2011 года с конвейера сойдет первый автомобиль, модель которого пока держится в тайне. Hyundai лишь сообщает, что это будет машина С-класса, «заточенная» под российский рынок. Потом планируется наладить выпуск и других моделей.
При этом Hyundai буквально форсирует массовое производство. Предполагается, что уже к концу 2011 года объем производства достигнет 100 тыс. штук -- абсолютный рекорд для всех автозаводов, строящихся или работающих в Петербурге. Первенец городского автокластера, Toyota, к следующему году выйдет на 50 тыс. автомобилей в год и говорит, что только «мечтает» об объемах 200--300 тыс. ежегодно. Больше будет производиться только в Ленинградской области на заводе Ford, который собирается в следующем году выйти на уровень 125 тыс. машин. Амбиции еще трех строящихся в Питере заводов (Nissan, Suzuki, GM) намного ниже. Возможно, что Hyundai не будет на этом останавливаться -- в прошлом году представители компании на встречах с чиновниками Ленобласти говорили, что могут выйти и на уровень 200 тыс. автомобилей в год.
Но главной новостью вчерашнего события стало решение компании экспортировать автомобили из Петербурга в Европу. Представители фирмы на церемонии неоднократно повторяли одну и ту же мысль: питерский завод станет «плацдармом» Hyundai Motor Co. в странах Восточной Европы и СНГ. «Новый завод Hyundai Motor в России, наша шестая производственная база за границей, стратегически будет играть центральную роль в продвижении Hyundai в странах СНГ и Восточной Европы», -- сказал президент компании Чой Чже Кук, слова которого приводятся в заявлении автопроизводителя. Валентина Матвиенко, обрадованная превращением Петербурга в европейского экспортера автомобилей, отреагировала на сообщение поэтической метафорой, напомнив, что в переводе на русский язык «Хёндай» означает "новое время". «Можно сказать, что с приходом вашей компании в наш город петербургская экономика начинает отсчет нового времени -- времени прихода новых технологий, инноваций», -- сказала г-жа губернатор.
В корейской компании поясняют, что выбрали Петербург из-за его выгодной логистики, поддержки властей и наличия высококвалифицированной рабочей силы. Однако именно последнее обстоятельство может скорее навредить, чем помочь: именно питерские рабочие иностранных производственных компаний вполне вошли во вкус классовой борьбы и научились требовать от своих работодателей высоких зарплат и улучшения условий труда. В прошлом году им на три недели удалось остановить конвейер завода «Форд». Поэтому Hyundai, который, как и другие глобальные компании, может пока недооценивать это обстоятельство, на деле может столкнуться с тем, что труд в России ненамного дешевле стоимости рабочей силы в Европе. А значит, выгоды от размещения здесь завода могут быть не столь очевидными, особенно когда компания вплотную столкнется с неспособностью местной промышленности поставлять комплектующие для автосборки. Корейскому концерну скорее всего придется последовать примеру коллег из Японии, которые приводят в Россию своих традиционных поставщиков. Hyundai говорит, что из 4000 рабочих мест, которые будут созданы в Каменке, 2200 рабочих мест будут на предприятиях производителей комплектующих. Однако не секрет, что последние не очень спешат на наш рынок, потому что не слишком довольны условиями работы на нем в отличие от автопроизводителей, которым предоставлены более весомые льготы.