|
|
N°99, 06 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неконституционный платок
Турецкий суд не разрешил студенткам ходить в хиджабе
Конституционный суд Турции вчера поддержал оппозиционные партии, требовавшие признать исламское одеяние неподходящим для университетов. Судьи отклонили принятую в конце зимы меджлисом поправку, предлагавшую разрешить студенткам находиться в учебном заведении в традиционном мусульманском платке. Это послабление было признано не соответствующим светским принципам турецкого государства. В результате противники правящей партии получили важный козырь в борьбе против "ползучей исламизации" страны.
Поправка была принята местным парламентом в феврале 2008 года. Для того чтобы провести закон, правящим умеренным исламистам -- Партии справедливости и развития -- пришлось блокироваться с более радикальной Партией националистического действия. Союз набрал 411 голосов и провел нужную поправку. Она впервые разрешала женщинам входить в университет в платке, правда, полностью закрывать лицо не дозволялось. Ранее студенткам и это не разрешалось: религия в Турции -- дело личное, максимально отделенное от общественной деятельности, в том числе и от учебы в вузах. Оппозиция, высоко ставящая светские установления основателя государства Мустафы Кемаля Ататюрка, возмутилась и подала иск в конституционный суд.
История с хиджабами -- лишь одна сторона политики умеренных исламистов, победивших на последних турецких выборах. Партия справедливости и развития, во главе которой стоит премьер Турции Тайип Эрдоган, пытается частично смягчить нарочито нерелигиозный характер турецкого государства. По мнению исламистов, то, что они предлагают, не нарушает принципов, на которых после первой мировой войны на обломках Османской империи строилась Турецкая Республика. Их противники, напротив, полагают, что сторонники ПСР подрывают основы конституционного строя. Среди реформ, инициированных сторонниками Эрдогана, например, запрет на включение спиртного в меню ресторанов. Он, конечно, вводится не на государственном, а на муниципальном уровне, там, где местная власть принадлежит ПСР.
Иезуитская тонкость заключается в том, что, как ни называй попытки ПСР, именно ее сторонники имеют большинство в местном парламенте. То есть, настаивая на одобрении исламской одежды, партия умеренных исламистов опирается на большинство населения страны. Однако этот демократический принцип с трудом укладывается в конституционное законодательство, основанное на заветах Ататюрка. На это, собственно, и указал суд, который может позволить себе роскошь чтить букву закона и не учитывать народное мнение.
Однако отклонение поправки об исламской моде для Турции может стать только началом длительного процесса против ПСР. Партию собираются ликвидировать за всю совокупность действий, нарушающую светские принципы государства. Кроме того, оппозиция намерена запретить 71 члену ПСР заниматься политической деятельностью в течение пяти лет. И если попытка увенчается успехом, туркам предстоит очередная перестройка партийной системы. Потребуются новые выборы, на которых, не исключено, опять победит происламская сила, и история может пойти на очередной круг.
Впрочем, Турции не привыкать, за последние девять десятков лет радикальных или умеренных исламистов -- военной силой или силой закона -- регулярно отодвигают от власти, чтобы пригасить их излишнюю активность. Например, уже в этом столетии (в 2001 году) за неуважение к светским установлениям была разогнана Партия благополучия, тремя годами ранее запретили Партию благоденствия. Однако политический исламизм продолжает возвращаться на политическую арену и даже, выигрывая выборы, добиваться власти. Но система Ататюрка, хоть и дает сбои в области демократии, вполне успешно справляется с кризисами, хотя для этого и приходится использовать хирургические методы вроде армии или конституционного суда.
Владимир ДЗАГУТО